Содержание
-
«Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Усик Е.А.
-
Актуальность
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей. Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие: - поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям; - социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; - положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; - равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность; - доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
-
Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер.
-
Актуальность проекта
Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции. Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.
-
Воздействие цвета на психику
Жёлтый цвет Зелёный цвет Фиолетовый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью гармонизирующий цвет, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. Желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя.
-
Оранжевый Воздействие цвета на психику пробуждает воображение и вызывает интерес у ребёнка., помогает привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет. укрепляет сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Оранжевый цвет может пробудить аппетит. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество. выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Синий может подарить радость, активизировать и возбудить, поэтому в детской комнате его использование следует ограничить, в противном случае он будет причиной неспокойного детского сна. Красный Голубой
-
Основная идея
Техника «Цветотерапии», используемая в деятельности педагога – психолога, учителя-логопеда, дефектолога как технология здоровьесбережения, способствует коррекции и психологическому развитию дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
-
Цель
Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии
-
Задачи
1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие. 2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека. 3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. 4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами. 6. Развивать коммуникативные способности. 7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.
-
Условия реализации проекта
Использование здоровьесберегающих и природосообразных технологий (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.); Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом.
-
Принципы используемые в деятельности учителя- логопеда, педагога – психолога
1. Доступность: Содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме. 2. Гуманистичность: Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал. 3. Прогностичность: Предполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторые каждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим.
-
Принципы используемые в деятельности социального педагога – психолога
4. Деятельность: Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности. 5. Интеграция: Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой. 6. Мотивация: Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом.
-
Принципы используемые в деятельности учителя-логопеда, педагога – психолога
7. Принцип продуктивной обработки информации: Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изо - деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений. 8. Принцип динамичности восприятия: Предполагает включение в деятельность детей, игр и упражнений, непосредственно развивающих, корригирующих отклонения в его характеристиках. 9. Системность: Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
-
Содержание
Цикл I. «Путешествие в страну цвета» представляет собой вводные занятия по знакомству с цветом. Используемые методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др. Цикл II. «Во саду ли, в огороде» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи». Используемые методы: гимнастики для мозга; информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др. Состоит из четырёх циклов:
-
Содержание проекта
Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Животные, птицы, насекомые». Используемые методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; сказки-сценки; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др. Цикл IV. «Язык цветов понятен сердцу каждого» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения». Используемые методы: работа с легендами; викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; театрализованные представления; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.
-
Направления деятельности учителя-логопеда, педагога - психолога
1. Психолого-педагогическая диагностика; 2. Коррекционно-развивающая работа, организованная по методу цветотерапии 3. Здоровьесберегающая деятельность;
-
Ожидаемые результаты
1. Снижение количества тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности. 2. Повышение коммуникативной культуры детей. 3. Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей. 4. Расширение представлений детей о самих себе и окружающем мире. 5. Активизация процесса самопознания и познания окружающего мира. 6. Развитие представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям. 7. Снижение числа конфликтов, сплочению детского коллектива. 8. Развитие интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 9. Обогащение уровня психологических знаний родителей.
-
Используемая литература
1. Бриль, М. Исцеляющий цвет: цветотерапия. С чего начать. / М. Бриль. – М.: Вектор, 2009. – 203 с. 2. Крестовская, К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни/К.А. Крестовская. – М.: Феникс, 2006. – 157 с. 3.Рерих, Н. Картины, которые вдохновляют: медитация и цветотерапия / Н. Рерих. –М.: Педагогика, 2012. – 197с. 4. Надина, В. 7 чудес радуги: практическая цветотерапия / В. Надина. – М.: Академия, 2011. –120 с. 5. Погосова, Н.М. Цветовой игротренинг/ Н.М. Погосова. – СПб.: Речь, 2005. – 215с.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.