Содержание
-
Познавательное развитие младшего школьника
-
-
Особенности восприятия детей
Смутность и глобальность составляют отличительную особенность детского восприятия и проявляются у 7 – 9 летних детей при восприятии ими сложных или малознакомых предметов Так, например, первоклассники включают в образ своей учительницы не только цвет волос, прическу, глаза, но и платье, в котором она приходит в класс, её туфли и портфель
-
Обучение восприятию и умению наблюдать
Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в защите следующих основных положений: 1.Следует ребенка специально учить восприятию, без чего он надолго сохраняет те особенности восприятия, которые типичны для самых маленьких
-
2. Это обучение должно быть направлено на совершенствование двух основных процессов: анализа и обобщения 3. Чем моложе дети, тем большую роль в таком анализе играют их практические действия 4. В обучении восприятию огромную роль играет включение речи
-
Обучением детей восприятию обычно переходит в формирование культуры наблюдения
Основными условиями развития наблюдательности являются следующие: 1.Постановка цели наблюдения. 2.Очень важно рассказать детям о значимости того явления или той категории его признаков, которые надо будет «высмотреть» в предложенном для наблюдения объекте 3.Подготовка к наблюдению более сложных объектов включает составление некоторого плана проведения наблюдения
-
4. В ходе наблюдения учитель ставит дополнительные вопросы, ведущие детей к решению основной задачи 5.Проведенную работу следует подытожить, сделать обобщение того, что дети узнали 6. Во время такого обобщения нередко обнаруживаются какие - то проблемы: дети что - то пропустили, что – то забыли
-
Ориентировка в отношениях пространства, времени и скорости движения
Младший школьник плохо представляет себе пространство, ещё хуже – единицы времени, и уже совсем не умеет он связать эти два условия с третьим – со скоростью движений
-
Развитие внимания:
6-7 лет: слабо организовано, небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво; 6-10 лет: увеличивается объём внимания, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения; 9-10 лет: дети способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
-
Причины отвлекаемости:
слабость произвольного внимания, вызванное недостатком воспитания; плохое состояние здоровья или утомление; большая сосредоточенность на каком-то объекте или виде деятельности
-
Память
1. Легко и быстро запоминает то, что интересно (непроизвольно) 2. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным 3. Активнее развивается механическая память 4. Опосредованная логическая память отстаёт в развитии 5. Лучше запоминает конкретный материал, название конкретных предметов, а не абстрактные понятия
-
Механическая память
- с 6 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации, - чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмыслённого материала над осмысленным. Связано это с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения ослабевает.
-
Произвольная память
Она становится функцией, на которую опирается учебная деятельность и ребёнок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память заучивание и воспроизведение учебного материала рефлексия своих личных психических изменений
-
Типы памяти Зрительная, слуховая, двигательная Память на предметы, слова, действия, числа, мелодии, цвета, запахи Учёт индивидуальных особенностей в сфере памяти безусловно необходим педагогу, но не для того, чтобы чрезмерно индивидуализировать преподавание, а для того, чтобы лучше понять причину затруднений ребёнка при усвоении того или иного материала.
-
Возрастные особенности имеют и виды памяти:
Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. (Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.)
-
Конкретно-образный характер памяти младших школьников (приёмы запоминания - соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность, на иллюстрации)
-
Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности Преимущественное значение имеет наглядно-образная память
-
Специфика мышления - С началом систематического школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер - Переход к словесно-логическому мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями
-
Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка 6 – 7 лет характеризуется двумя основными особенностями: во-первых, несформированностью представлений о постоянстве основных свойств вещей – непонимание принципа сохранения; во-вторых, неспособностью учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения – центрация: дети склонны обращать внимание только на одну, наиболее очевидную для них характеристику обьекта, игнорируя остальные.
-
Новые формы мышления, возникающие в младшем школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего совершенствования и развития остальных психических процессов: восприятия, памяти, речи С развитием мышления связано возникновение таких новообразований младшего школьного возраста, как анализ, внутренний план действий, рефлексия
-
Овладение основными мыслительными действиями - Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки - Параллельно с овладением приема выделение свойств путем сравнения различных предметов необходимо вводить понятия общих и отличительных, существенных и не существенных признаков
-
Становление внутреннего плана действий Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условии задачи, выделять в нем наиболее существенное, планировать ход решения и т.д.
-
Развитие рефлексии Рефлексия- способность оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности Вопросы рекомендуется задавать ребенку не только в тех случаях, когда он допустил ошибку, а постоянно, приучая его подробно разъяснять и обосновывать свои действия
-
В школьном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью, как средством общения: С помощью речи он учится о значимых для него событиях; Делится своими впечатлениями; Он учится строить с людьми адекватное лояльное отношение, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени; Он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность
-
Виды речи ОБЩЕНИЕ РЕЧЬ Внутренняя речь Внешняя речь Восприятие чужой речи Выражение своей мысли Восприятие устной речи Восприятие письменной речи Устно (говорение) Письменно (сочинение) Чтение вслух Чтение про себя
-
Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию Появляется письменная речь как особый вид речи, использующей графические символы для передачи звуков
-
Воображение
Репродуктивные образы представления становятся продуктивными На первое место выступает опора на слово Формируется целостность и дифференцированность воображения Ярко проявляется непроизвольности воображения
-
Детское воображение проявляется во всех доступных ему формах деятельности:
В игре В изобразительной деятельности При слушание сказок и пр.
-
Главная особенность воображения младшего школьника - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.