Содержание
-
Управление ДОУобзорная лекция
-
Основные этапы развития дошкольного образования
Дореволюционный период: первый этап - поиск содержания дошкольного образования (с 1860 по 1905 гг.); второй - программно-методического творчества педагогов (с 1905 по 1914 гг.); третий - научного осмысления содержания дошкольного образования (с 1914 по 1917 гг.)
-
Советский период
1-й этап: 1917-1920 г.г. – включение дошкольного образования в систему народного образования; 2-й этап:1920-1930 г.г. – расширение сети ДОУ, определение содержания ДО в русле социалистической идеологии; 3-й этап: 1931-1940 г.г. – разработка программного обеспечения ДО (Крупская Н.К., Тихеева Е.И., Шлегер Л.К., Флерина Е.А., Аркин Е.А.)
-
4-й этап: 1941-1945 г.г. годы ВОВ, эвакуация, разработка нормативно-правового обеспечения (Устав, «Руководство для воспитателей» 5-й этап: 1946-1960 г.г. – восстановление и развитие системы ДО, становление системы высшего образования для детских садов. 6-й этап: 1961-1986 г.г. – развитие государственной системы ДО, массовый охват дошкольным образованием
-
Реформирование системы дошкольного образования
1988 год – Всесоюзный съезд работников образования. Определены принципы: Демократизация Гуманизация Создание эффективных организационно-экономических и правовых механизмов развития школы
-
1989 г. - Концепция дошкольного воспитания (В.Петровский, В.Давыдов) – гуманизация, развивающий характер, дифференциация и индивидуализация, деидеологизация. 1992 год – Закон «Об образовании» (правовой статус дошкольных учреждений, финансово-хозяйственная самостоятельность, введение дополнительных образовательных программ) 1999 год – всероссийский семинар по ДВ «Развитие новых форм ДОУ» (вариативность, стандартизация, диверсификация, государственно-общественный характер управления)
-
Система образования
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано понятие «системы образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов: ФГТ и ФГОС, образовательные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность; Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования; Организации, осуществляющие оценку качества образования; Объединения юридических лиц, общественные организации, осуществляющие деятельность в области образования
-
Организация работы ДОУ
Деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирования дошкольного учреждения и достижение оптимальных результатов в его работе. Специфическими принципами организационной деятельности являются: Сочетание централизации и децентрализации. Централизованное управление необходимо для преодоления узости и ограниченности отдельных управленческих звеньев и согласованной работы для достижения общей цели учреждения. Децентрализация тесным образом связана с делегированием прав и полномочий, обязанностей и ответственности низовым звеньям управления.
-
Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
детский сад – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности; детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Научные основы управления ДОУ
В основе современных подходов к менеджменту лежат несколько концепций: школа научного управления(классический подход) (1885-1920 гг.); школа административного управления (процессный подход) (1920-1950 гг.); школа человеческих отношений(поведенческий подход) (1930 г. - нынешнее время);
-
Школа научного управления
наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Его теория, которая получила название классической, была разработана в начале XX века. научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
-
Школа административного управления
А. Файоль считается основателем так называемой классической (административной) школы управления. Он сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента
-
Принципы менеджмента по Файолю (20-е гг. XX в.)
Разделение труда Полномочия и ответственность Дисциплина Единоначалие Единство действий Подчиненность личных интересов Вознаграждение персонала Централизация Скалярная цепь Порядок Справедливость Стабильность персонала Инициатива Корпоративный дух
-
Школа человеческих отношений
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность классического подхода полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо основатели школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Считали, что главными факторами, влияющими на производительность труда, являются социально-психологические, и прежде всего, отношения в коллективе.
-
Теория мотивационного менеджмента
Исследования Абрахама Маслоу помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. На основе этой концепции появилась «Теория мотивационного менеджмента», разработанная Мак Грегором.
-
В современном менеджменте существуют научные подходы к управлению. В настоящее время существует более 14 подходов к управлению организацией.
Системный Ситуационный Процессный Управление по результатам другие
-
Системный подход
Основатели этого подхода – Ч. Барнард, Г. Саймон и др. – рассматривали любую организацию как систему, т.е. совокупность так связанных и взаимодействующих между собой частей. Сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные компоненты любой системы рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, развитии, движении и на основе определенных законов и закономерностей:
-
Ситуационный подход
Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхода — конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Ситуационный анализ в противоположность технологиям стратегического управления идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности организации, по которым должно иметься принято управленческое решение. Сторонники этого подхода Т. Бернс и Г. Сталкер, Ф. Фидлер, Г. Кунц, С. О`Доннел
-
Управление по результатам:
Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения(моделирование желаемого качества образования) Второй уровень предлагает рассматриватьрезультат с точки зрения качества услуг (обеспечение такого функционирования ДОУ, которое обеспечивает достижение заданного уровня качества образования). Третий уровень управления по результатам предполагает рассматриватьрезультат с позиций потребителей (диагностирование имеющегося уровня качества образования). П.П. Третьяков
-
Процессный подход
Рассматривает управление как универсальный процесс, последовательность выполнения административных функций, образующих замкнутый цикл. В основе лежит концепция А.Файоля, составляющими процессного подхода являются функции: Планирование Организация Руководство Контроль
-
Процесс управления, управленческий цикл
Современные подходы к управлению рассматривают процессный подход как управленческий цикл, то есть логическая последовательность действий руководителя, обобщенных в отдельные фазы, стадии или блоки, направленная на решение управленческой задачи. Он является циклической последовательностью, где цикличность определяется конкретной задачей и ситуацией.
-
Алгоритм управленческого решения
В качестве примера можно привести описание управленческого цикла по Ю.Д.Красовскому, который выделяет шесть блоков действия менеджера по отношению к исполнителю: Информационная подготовка решения; Принятие управленческого решения; "Запуск" решения; Организация исполнения; Контроль исполнения; Оценка конечных результатов.
-
Ключевые результаты деятельности ДОУ
Для образовательных учреждений система управления по результатам предполагает следующие ключевые результаты: уровень здоровья и здоровый образ жизни; уровень нравственного и морального воспитания личности ребенка; уровень базового и дополнительного образования в соответствии с личностными возможностями и способностями; уровень готовности к продолжению образования и труду в рыночных условиях; уровень готовности к жизни в семье и в обществе; уровень формирования условий для реализации образовательных потребностей.
-
Цели, задачи, формы, методы, функции управления ДОУ
Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя Организация педагогического процесса это сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются цели, задачи, средства, формы и методы, принципы и функции, определяющие его деятельность.
-
Принципы управления
«Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях» целеполагания, гуманизации, демократизации, диверсификации, стандартизации, психологизации моделей обучения и воспитания и другие.
-
Функции управления
Планирование и прогнозирование (стратегическое, тактическое, оперативное) Организация Мотивация Контроль (должностной контроль, педагогический контроль, педагогический анализ, мониторинг)
-
В модели управления ДОУ также выделяются функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность. (Белая К.Ю., Третьяков П.П.)
информационно-аналитическая, планово-прогностическая, мотивационно-целевая организационно-исполнительская регулятивно – коррекционная, контрольно-диагностическая.
-
Методы управления
организационно-административные, психолого-педагогические, методы общественного воздействия
-
Этапы жизнедеятельности ДОУ
Любая организация, развиваясь, проходит через пять периодов: зарождения, становления, развития и расцвета, спада и, наконец, стагнации или ликвидации.
-
Показатели деятельности ДОУ в режиме развития
Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. Организация образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса. Эффективность учебно-воспитательного процесса - сравнение соответствия конечных результатов с запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).
-
Переводу ДОУ в режим развития способствуют следующие условия:
концепция и программа его развития; моделирование ОП как системы, помогающей саморазвитию личности; проведение в учреждении инновационной экспериментальной и опытной работы; сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители; организация оптимальной системы самоуправления; система эффективной научно - методической деятельности; материально - техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно - развивающей среды; набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.
-
Структура организаторской деятельности заведующего ДОУ
А) конструктивно-проектировочный, который предполагает умение руководителя планировать организационную и педагогическую деятельность всего коллектива; Б) собственно-организаторский, который предполагает умение найти различные виды взаимодействия работников ДОУ между собой так, чтобы результаты их совместной деятельности соответствовали целям и задачам ДОУ; В) коммуникативный – предполагает умение руководителя устанавливать правильные взаимоотношения между членами коллектива; Г) гностический, который предполагает умение руководителя изучать результаты собственной деятельности, анализировать ее, объективно оценивать, отмечать собственные недостатки, корректировать и совершенствовать свою деятельность.
-
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОУ
Нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2011 года № 2562; Приказ об утверждении комиссии по охране труда; Лицензия на образовательную деятельность; Лицензия на осуществление медицинской деятельности; Устав ДОУ; другие Локальные акты Положение об Общем собрании Учреждения; Положение о Педагогическом совете; Положение о Совете Учреждения; Правила внутреннего трудового распорядка; Должностные инструкции; Приказы заведующего; Договор с родителями (законными представителями); Положение о материальном стимулировании работников Учреждения. Другие локальные акты, регламентирующие деятельность Учреждения и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
-
Закон РФ «Об образовании» о государственном контроле за деятельностью ДОУ
Действующий Закон Лицензирование образовательной деятельности (5 лет), аттестация государственная аккредитация Проект Закона 2012 г. лицензирование образовательной деятельности (бессрочная); государственная аккредитация образовательных организаций и (или) реализуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом ими образовательных программ (кроме дошкольных образовательных организаций); государственный контроль качества образования; государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.
-
Должностные обязанности руководителя
Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении.
-
Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении.
-
В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом.
-
Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении.
-
Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением.
-
Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
-
Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
-
КОНЕЦ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.