Содержание
-
УРОК
-
Цели урока
Ответить на вопросы: Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока и цель урока? Если да, то попробуйте обозначить, чем отличаются тема урока и цель урока.
-
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей: предвосхищаемый результат деятельности; предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
-
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применение, а также систему основополагающих злементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.
-
Структура урока
«...в реальном учебном процессе число сочетаний элементов урока столь велико, что попытка выделить сколько-нибудь постоянно действующую, однозначную структуру урока является бесплодной. Нельзя ограничить учебный процесс и учителя одной постоянной схемой урока, так как это нанесет ущерб учебному процессу в целом. Этот ущерб будет вызван неучтенностью своеобразия разных видов содержания, соответствующих способов их усвоения, методов обучения, изменчивым чередованием характера учебного материала (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 230).
-
«…структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. (Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. С. 92).
-
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; проверка домашнего задания; актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; постановка цели занятия перед учащимися; организация восприятия и осмысления новой информации; организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; первичная проверка понимания/контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока.
-
Задание (работа в группах). Каждая группа выбирает свой предмет, определяется с учебником, темой урока. Разработайте технологическую карту урока по таблице. Объясните постановку задач каждого этапа и выбора методов и форм обучения. Определите тип урока.
-
Организационный момент. Вариант диагностики умения учителя организовать самоопределение обучающихся к деятельности на уроке. Самооценка урока.
-
Проверка домашнего задания Вариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов при проверке домашнего задания. Максимальный балл – 8 Максимально необходимый - 4 Самооценка урока.
-
Вариант диагностики умения учителя организовывать актуализацию знаний обучающихся Самооценка урока. Актуализация знаний обучающихся
-
Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию действия на сравнение или обобщение при решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с предыдущим оцениванием) Самооценка урока.
-
Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию приёма классификации при решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с предыдущим оцениванием) Самооценка урока.
-
Вариант диагностики умения учителя подвести детей к определению учебной задачи (проблемы) урока Самооценка урока. Постановка темы, цели урока
-
Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по изучению нового материала. Самооценка урока. Изучение нового материала
-
Вариант диагностики умения учителя включать школьников в использовании символических средств и знакового моделирования (баллы суммируются с предыдущим оцениванием) Самооценка урока.
-
Закрепление изученного материала Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по закреплению и осознанию изученного материала. Самооценка урока.
-
Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию информационных умений обучающихся (баллы суммируются с предыдущим оцениванием). Самооценка урока.
-
Первичный контроль Вариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов Самооценка урока. Максимальный балл – 8 Максимально необходимый – 4
-
Итог урока Вариант диагностики умения учителя организовывать подведение итога Самооценка урока.
-
Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию коммуникативных умений обучающихся (работа в парах, группах) Самооценка урока.
-
Вариант диагностики умения учителя организовать работу в группах (баллы суммируются с предыдущим оцениванием). Самооценка урока.
-
Оцените собственный проект урока по предлагаемой шкале.
-
Критерии результативности урока в рамках ФГОС НОО. Цели и задачи урока задаются с учетом субъектного обучения. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, в том числе современные ИКТ. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает продуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
-
Классификация типов урока
Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например, уроки классифицируют: - по дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев), - цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов), - основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов), - дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop), - методов обучения (И.Н. Борисов), - способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).
-
Классификация типов урока
по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся.(М.И. Махмутов) В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
-
-
-
-
-
-
Задание. Определите тип уроков по данной классификации. Примеры типы уроков некоторых учителей-новаторов: Система преподавания Л.В. Маховой: рассказ обзорного типа по всей теме; урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений урок - практическая работа; урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; заключительный опрос по теоретическому материалу; решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы: уроки теоретического разбора материала учителем; уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; уроки-семинары; уроки-практикумы; уроки контроля и оценки. Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным: урок-лекция по всей теме; уроки-решения ключевых задач; урок-консультация; урок-зачет.
-
Методы обучения
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХОЛОГИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся
-
Определение «метода обучения» в педагогической литературе Бабанский Ю.К. Ильина Т.А. «Метод обучения» - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования «Метод обучения» - способ организации познавательной деятельности учащихся".
-
Основные группы методов Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
-
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности и творчества деятельности По логике передачи и восприятия информации По логике передачи и восприятия информации
-
Методы обучения
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности наглядные словесные практические Демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей Использование технических средств Просмотр кино и телепрограмм Беседа Лекция Рассказ-вступление Инструктаж Практические задания Тренинги (физиологические, психологические) Деловые игры Анализ и решение проблемных ситуаций Рассказ- изложение Рассказ- заключение
-
По логике передачи и восприятия информации индуктивный дедуктивный аналитический синтетический (конструктивный) процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3. А1 имеет признак В А2 имеет признак В А3 имеет признак В Следовательно, все элементы множества А имеют признак В. процесс, предполагающий использование общих фактов для получения точной информации о конкретной ситуации Все элементы множества А имеют признак В, следовательно А1 имеет признак В А2 имеет признак В А3 имеет признак В процесс, основанный на выявлении составляющих частей строения, состава, а также его свойств, признаков процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое причинно-следственный (каузальный) Процесс, основанный на выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями.
-
По степени самостоятельности и творчества деятельности Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемный Исследовательский Частично-поисковый или эвристический
-
Объяснительно-иллюстративный Методы, при которых учащиеся получают знания в готовом виде Репродуктивный
-
Проблемный Метод обучения, при котором учитель, прежде чем излагать материал Ставит проблему формулирует познавательную задачу, сравнивает точки зрения и различные подходы, или а затем раскрывает систему доказательств показывает один из способов решения поставленной задачи, Свидетели и соучастники научного поиска
-
Частично-поисковый или эвристический Метод обучения, заключающийся в организации активного поиска решения познавательных задач, под руководством учителя Частичный мыслительный эксперимент Проблемный подход в сообщении материала Самостоятельные обобщения по частным вопросам Поиск решения познавательных задач Самостоятельная работа с элементами исследования
-
Исследовательский Метод обучения в котором анализирует материал ставит проблему и задачи осуществляет краткий устный или письменный инструктаж Самостоятельно выполняют действия поискового характера
-
Основные группы методов Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
-
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Стимулирование интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии (спор) Эмоционально-нравственные ситуации Организационно-деятельностные игры Стимулирование ответственности и долга Убеждения в значимости учения Предъявление требований Поощрения и наказания
-
Методы обучения
Основные группы методов Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
-
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля индивидуальный опрос фронтальный опрос письменные самостоятельные работы письменные контрольные работы машинный контроль контрольно-лабораторные работы
-
4. Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
Вербальная (устная и письменная) Образная (цвет, рисунок, символ) «Классическая» Кодированный диктант «Дневник открытий» «Трактат» текст Выбор символа Выбор цвета
-
Задание. Примите оптимальное решение применения следующих методов. Заполните таблицу.
-
Организационные формы обучения
Формы организации всей системы обучения (дошкольное, начальное, основное и т.д) Формы организации текущей учебной работы класса (урок, экскурсии, домашняя работа, факультативные занятия, формы внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.). Формы учебной деятельности (виды) Парная. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Групповая, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой. Коллективная. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах, группах сменного состава. Индивидуально-обособленная. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме. (форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса)
-
Анализ урока
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Задание (работа в группах). Проанализируйте созданный урок по различным аспектам.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.