Содержание
-
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 215 pptcloud.ru
-
Как понять ребенка-дошкольника Нестерюк Т.В. к.п.н. педагог — психолог Высшей квалификационной категории, отличник просвещения, член-корреспондент МАНПО (Международная академия наук педагогического образования), член Всероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги г.Москва, ГБОУ ЦРР д.с № 215
-
Уильям Лоренц, этолог и лауреат Нобелев-ской премии, на основе длительного изучения животных пришел к выводу, что у них есть три главных инстинкта - агрессии, бегства и сексуальности. На их основе и при их взаимодействии возникает то реальное поведение, которое наблюдается у животных. У человека, как и у животных эти инстинкты лежат в основе психики и один из этих инстинктов является базовым, а два остальных – его производными.
-
Психика человека напоминает перевернутую пирамиду, в начале которой лежит краеугольный камень (базовые инстинкты). А от него, как в цепной реакции, рождается вся иерархия человеческих поведенческих актов. Первый, наиболее узкий «этаж» психики, сделан из самых прочных материалов, и разрушить его почти невозможно. На практике нас интересуют только то, как образуются эти верхние этажи психики, так как в процессе воспитания мы своим воспитательными усилиями их-то и формируем в том виде, в котором хотим
-
Этапы развития психических процессов 1-этаж. Базовые рефлексы 1. Самосохранения (бегства) 2. Размножения (сексуальности) 3. Развития (агрессивный) 2-этаж - императивные потребности проявляются в поведении ребенка не в чистом виде, а взаимовлияя друг на друга. 3-этаж - инструментальные потребности обеспечивают выживание в социуме, зависят от условий среды и воспитания.
-
«Качество» этих потребностей зависит от того, в какой форме и когда «воспитывающие указания» были внесены в психику человека. Чем позднее они вносятся, тем результат будет зависеть от большего количества условий. Если в самом начале формирования инструментальных потребностей родители могут влиять на ребенка как на мягкую и податливую глину, то на более поздних этапах эта работа напоминает работу скульптора с камнем
-
Ступенями, запускающими способности ребенка, представляются: Первая – базисное умение общаться, Вторая - базисное умение трудиться, Третья ступень - базисное умение учиться. Без умения общаться со сверстниками и со взрослыми говорить о готовности ребенка к коллективным формам обучения не приходится. Не умеющий общаться не сможет даже посещать школу
-
При запуске первых трех базисных умений сам предмет является не самоцелью, а средством запуска - средством общения. При запуске четвертого базисного умения -умения думать - изучение предмета выходит на первый план. Ближней целью изучения предмета тогда становится сам предмет, знания, которые он дает, а дальней - посмотреть на мир глазами понятий этого предмета.
-
-
«Как согласовать обучение ребенка с воспитанием?» 1. Необходимо весь педагогический процесс согласоватъ с этапами этико-психологического становления ребенка. 2. Обеспечить «индивидуальный подход при коллективной форме обучения»? Глаз, этот «кусочек мозга», вынесенный наружу. «Мы видим не потому, что мы смотрим, а потому что мы думаем». Мысли, которые мы допускаем о себе, творят нас Наши мысли творят наших учеников
-
Прежде чем начать делать какое-либо задание ребенок, должен сначала мысленно представить последовательность выполнения, называемую психологами внутренним планом действия. Даже тогда, когда есть внутренний план действий, ребенок не всегда в состоянии его осуществить. Если он одну простую команду не может выполнить отдельно в игровой обстановке, то как же ему бывает трудно в играх, требующих умения выполнять цепочку команд!
-
Важнейшим критерием готовности ребенка к школе является умение выполнять в цепочке друг за другом не менее 5-ти команд. Например,по первому свистку добежать до двери, по второму - закрыть дверь, по третьему - вернуться и спрягаться под столом, по четвертому вылезти из-под стола, по пятому - схватить мяч со стула и принести ведущему. Команда в этом случае поступает извне, и по этой команде диспетчерская программа «включает» ребенка в действие. Эта же программа будет в дальнейшем помогать выполнять внутренней план действий и останавливать ребенка в случае неразумности этого плана.
-
Для развития ребенка надо обучать его самоуправлению программами , а не вводить в заторможенное состояние, когда ему, может быть, просто уже ничего не хочется или «хочется очень медленно». Ребенок не может самостоятельно прервать начатое игровое действие и вынужден дожидаться либо его окончания, либо команды извне. У него нет умения, умения формировать внутреннюю команду остановки, внутренний сигнал «Остановись!», по которому он, раз - и остановился. Поэтому ему требуется помощь извне, чтобы со стороны кто-то надавил и заставил, чтобы со стороны взрослым была подана внешняя команда.
-
Прежде чем учиться по-настоящему управлять самим собой, ребенок начинает активно учиться управлению собой по внешним командам. Это происходит, в основном, в период с 5-ти во 7-ми лет, так называемый период испытания взрослых, когда дети вдруг начинают активно не слушаться и вроде даже делают все назло. Ты ему говоришь одно, а он делает другое. В этот период ребенок входит более сознательным человеком, хотя еще не понимает, почему он так себя ведет, почему не слушается взрослых.
-
Чтобы научиться подчинять себя хотя бы внешним командам и останавливать себя по ним, надо сначала их получить от взрослых. Ребенок старается вывести взрослого из себя для того, чтобы он подал внешнюю команду - нужное действие произошло, ребенок подчинился. Трудно быть ребенком с этими взрослыми: мало того, что ему надо еще выяснить, что же по-настоящему нельзя, а что можно, узнать границы разумного и дозволенного, так еще надо успеть научиться слушаться. Вот почему на внешнем плане этот период называют периодом испытания взрослых,
-
Развитие управляющей программы организма - стержень этико-психологической подготовки к школе Если Вы будете с детьми общаться, а не учить их, то любая методика будет Вам в помощь. Целью преподавания любого предмета является не сам предмет, а запуск обобщенных базисных умении на материале данного предмета.
-
Недостатки диспетчерской программы ребенка, сказывающиеся, на восприятии звуковой информации, знаковой информации, информации о мире, отразятся и на восприятии логической информации. Некоторые задачи не может решить в силу своего психологического неумения сосредоточиться в коллективе, неумения общаться с новой задачей, как с новым человеком, а ведь процесс решения задачи - это, прежде всего, модель общения (диалога) с человеком. С другой стороны, любое восприятие связано с обработкой информации, а обработка информации - это уже мышление.
-
«Мы видим не потому, что смотрим, а потому, что мы думаем» (Грегори), слышим не потому, что слушаем, а потому, что думаем, говорим не потому, что говорим, а потому, что думаем. Есть смысл и в обратном утверждении: мы думаем потому, что смотрим, говорим и слушаем: потому, что мы управляем собой. Качество самоуправления скажется сначала на контактах с людьми, на умении общаться с ними, а следовательно, и на понимании их. Процесс мышления - это процесс самоуправления и наоборот.
-
Практические упражнения формирования программ Первые игры с мячом и свистком просты и прозрачны, но очень показательны и имеют далеко идущие выводы. Один свисток - команда, разрешающая ловить мяч, два свистка - команда, запрещающая ловить и бросать мяч.Первичная тренировка умения активизировать свою программу и умение затормозить ее. Учить ребенка справляться с собой без помощи родителей: тренировать его управляющую программу в очевидных играх, осложняющих самоуправление.
-
Физкультура - единственный предмет, на котором явно отрабатывается умение выполнять что-то по команде.известна взаимосвязь между двигательной активностью и мыслительной, много раз доказывалась зависимость здоровья от творческого самовыражения и мыслительной деятельности. Все в природе взаимосвязано, а поэтому и в организме эта взаимосвязь отражается.
-
Занятия по Знакомству с окружающим миром.Знакомим детей с дарами природы, задаем вопросы о жизни, профессиях, труде, о временах года, стихиях Занятия по формированию зрительной информации. Важность зрительной информации для обычного психического развития ребенка. Родителям и детям предлагаются трениро-вочные игры по цветовым сигналам: красная картонка -запрещающий сигнал, желтая - предупреждающий, зеленая - разрешающий.
-
Занятия по формированию речи в полную силу начинаем использовать речевые команды: нельзя, можно, замри, отомри. Используем игры с безусловной нагрузкой на речевой аппарат: скороговорки, пословицы, скороговорки и так далее. Обращаем внимание на умение связно рассказывать, глядя на картинку. Умение составлять внутренний план действий героев и план рассказа с последующим его оформлением в речевых формах требуют особой специализации диспетчерской программы ребенка.
-
Дефекты речи, как и дефекты чтения и письма, также могут быть объяснены особен-ностями функционирования диспетчерской программы. Неслучайно поэтому исправлением почерка можно добиться излечения от заикания. Опытные логопеды умели по дефектам письма ребенка судить о специфических дефектах речи.
-
Любая трудовая деятельность требует высочайшего согласования всех двигательных операции: «тонких» движении рук, головы, ног, туловища, глаз и так далее. Труд - это прежде всего хорошо развитая диспетчерская программа. Диспетчерская программа лучше всего развивается в трудовой деятельности. В дошкольном возрасте трудовой навык важнее умения читать, писать, считать, танцевать, петь и всего остального. К школе дети психологически не готовы без трудового навыка
-
. Формирование интеллектуального развития ребенка. Процесс мышления - это процесс самоуправления и наоборот. Решаем логические простейшие числовые задачи, задаем шуточные каверзные вопросы типа: «Сколько стоит трехкопеечная булочка?» Дошкольники, не умеющие общаться со сверстниками, так же неумело решают косвенные задачи. Пример прямой задачи: «На заборе сидели три воробья. Один чирикнул и улетел. Сколько осталось?» А вот пример косвенной задачи: «На ветке сидели птички. К ним прилетели еще две птички. Всего стало пять. Сколько птичек вначале было на ветке?»
-
На развитие личности ребенка влияют: а) отношение взрослого к воспитаннику «тестирование ребенка разными специалистами», «психосоматические заболевания (астма)» При положительно-уважительном отношении взрослого к ребенку, результаты выше, чем при небрежном отношении б) нереализованные родителями собственные желания и мечты — спорт, музыка (из чего следуют приобретенные психосоматические заболевания)
-
в) ближайшая зона развития ребенка. Сила материнской веры «Ребенок – Президент» Доверие и внутренняя уверенность взрослого дает возможность ребенку реализоваться в обществе. Взрослый должен уметь чувствовать и переживать состояние ребенка как физическое так и эмоциональное. Большая часть недомоганий имеет энергетическую основу с которой можно договориться и об этом говорят игры, которые с детства передаются из поколения в поколение: «Сорока», «Руки любви», «Горчичники»
-
Литература 1. Валявский А.С. Как понять ребенка 2. Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека 3. Васютин А. Самая лучшая книга по воспитанию 4. Васютин А. Психохирургия
-
Ассоциативный тест «ВЫБЕРИ ПРЕДМЕТ»
-
Выбери предмет ЯБЛОКО - у человека выбравшего яблоко – преобладают инстинкты. КОРОБОЧКА – преобладают интеллектуальные способности, человек контролирует свои инстинкты. ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА – современный человек, у которого подавлены инстинкты.
-
Я и мои близкие(игровой тест на осознание себя в семье)
Представить экран компьютера. На экране расположить себя, своё ближайшее окружение дома работе (какой фон появился на экране, какие возникли ассоциации) Перенести всех представителей в центр. Что произошло? Каким стал фон, как изменилось настроение? (что произошло, как вы думаете, почему)
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.