Содержание
-
Этнокультурное содержание образования в ДОУ
pptcloud.ru
-
Основныепонятия темы
Регион - полиэтническая образовательная среда, которая находится в границах населенного пункта и выступает структурной единицей многонационального образовательного пространства.
-
Региональная характеристика РХ
-Численность населения 537,2 чел. (на 01.01.2098г.),единая среда обитания 118 этносов (русские – 80,3%, хакасы - 12%,татары – 0,7%, украинцы – 1,5%, немцы-1,7%, и другие национальности (белорусы, мордва, чуваши, киргизы и др.), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития;
-
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей; уникальность этноконтактной зоны на стыке Азии, что определяет специфику толерантных межэтнических отношений; - стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению;
-
- географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные условия, что позволяет рассматривать РХ как единый этнокультурный регион; - процессы этнокультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Тывы, Алтая, Кемеровской области и Красноярского края;
-
Региональная культура
формируется под влиянием: природных (географических, ресурсовых, климатических) особенностей, системы социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, партий, движений, общественных объединений, религиозных конфессий). Она складывается из совокупности самобытных материальных и духовных ценностей народов, живущих в определенных региональных условиях, то есть народной культуры .
-
Педагогическая регионализация
принцип организации образования в регионах. придает своеобразие компонентам образования в регионе, оказывая влияние на образовательное пространство, социализацию субъектов образовательной среды.
-
Региональный компонент в образовании
Создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Регионализация образования актуальна в связи с тем, что наблюдается такое явление социальной и социокультурной действительности как культурная депривация, трактуемая как отчуждение или устранение необходимой региональной и этнической культуры в течение длительного времени.
-
Региональный компонент дошкольного образования
система, включающая в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в определенных региональных общеобразовательных программах, реализуемых в образовательном пространстве дошкольных учреждений
-
Значение регионального компонента дошкольного образования
позволяет прогнозировать инновационные процессы и проектировать педагогические стратегии, достигающие цели этнокультурного становления субъектов образовательного пространства.
-
Футурологический подход предполагает
взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающей научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе этнокультурных явлений и процессов образования
-
Футурология (от латинского слова futurum – будущее и греческого logos – слово, учение)
в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.
-
Футурология
Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвиденье, предсказание): разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.
-
Педагогическая стратегия
прогностический вектор реализации «ресурсы-цель» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; научно-теоретическая основа инновационного решения стратегических и тактических задач этнокультурного воспитания.
-
Этнокультурное воспитание дошкольников
процесс, направленный на приобретение ребенком этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом культурно-образовательном пространстве дошкольного учреждения.
-
Этнокультурная воспитанность дошкольника
совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующихся посредством социально приемлемых моделей поведения.
-
Полилогическое этнокультурное образовательное пространство
отражение множественности и сопряженности этнокультур, внешней (предметной) и внутренней (духовно-нравственной) сред, субъектно-субъектных отношений ребенка и педагога.
-
Миссия этнокультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования
становление опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом этнокультурном пространстве региона;
-
Стратегическая цель этнокультурного воспитания на федеральном уровне
воспроизводство этнокультурных ценностей общества в обеспечении толерантных и устойчивых отношений в обществе
-
Стратегическая цель на региональном уровне
сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство
-
Стратегическая цель на муниципальном уровне
обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5–7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества
-
Тактические задачи этнокультурного воспитания:
развитие информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и опытно-деятельностного компонентов этнокультурной воспитанности дошкольников, обеспечение взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем этнокультурного воспитания, создание организационно-педагогических условий.
-
Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания
федеральный уровень – разработка нормативно-правовой базы;
-
региональный уровень – разработка законодательных актов, регламентирующих вопросы этнокультурного воспитания;
-
муниципальный уровень – стратегическое проектирование;
-
дошкольное образовательное учреждение – перспективное проектирование – целей, задач, закономерностей, принципов, содержания, технологии, взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем среды, организационно-педагогических условий, активизирующих полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения и детский этнокультурный опыт жизнедеятельности и жизнетворчества.
-
Принципы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания
гуманистической доминанты педагогической стратегии и тактики её реализации; открытости образовательного пространства ДОУ полилогическому этнокультурному пространству региона; гибкости в решении стратегических и тактических задач и отборе способов достижения цели;
-
педагогического предвидения эффективности способов реализации стратегии «ресурсы-цель»; педагогической активности в интеграции педагогических ресурсов в полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения.
-
Направленияэтнокультурной деятельности руководителей федеральных, региональных, муниципальных образований и дошкольного образовательного учреждения
Концепция воспитания детей дошкольного возраста в рамках деятельности ЮНЕСКО, Региональная концепция этнокультурного воспитания детей, подростков, молодежи, муниципальная программа этнокультурного воспитания детей и учащихся, авторская региональная образовательной программы
-
Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания
федеральный уровень – обеспечение прав ребенка на освоение этнокультурных ценностей и сохранение этнокультурной идентичности,
-
региональный уровень – актуализация этнокультурных ресурсов региона в образовательном пространстве,
-
муниципальный уровень – создание полилогического этнокультурного образовательного пространства развития и воспитания личности,
-
уровень образовательного учреждения – этнокультурная воспитанность дошкольников; этнокультурная компетентность педагогов.
-
Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в., но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны
-
Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры.
-
В термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» — на социальном (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: (В. Е. Гусев, М. С. Каган, А. Ф. Камаев). Народная культура вбирает в себя традиционный и современный пласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их (Т. Г. Грушевицкая, В. И. Козлов, А. П. Садохин).
-
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
-
Один из эффективных путей совершенствования этнокультурного образования — создание структуры. В верхней части кольца – более подвижные, постепенно изменяющиеся составляющие этнокультуры. В нижней части-глубинные составляющие.
-
Личность Народная хореография Игровой фольклор Драматический фольклор Декративно-прикл.искусство Народная музыка Этноязык Этноэтикет Этническая психология Народная педагогика Эмпирические возрения народа (народная медицина, астрология,экология , философия) Религия Народное зодчество Хозяйственно-культ.тип эконо- мики. Предметы традиционного быта Обычаи Обряды и праздники
-
Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до современности. Введение в центр системы координат личности обучающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования :
-
Координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры
Историческое время Современность Мировая культура Отечественная культура Культурное поле Этнокультура Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Личность Географическое пространство, природа
-
Содержание этнокультурного образования «на уровне общего теоретического представления» (Краевский,)
-
1. Этнокультурологический компонент лежит в основании системы. Он отражает внутреннюю структуру этнокультуры, определяется входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупностями (этнофилологической, художественно- творческой, поведенческой, мировоззренческой) или целостным структурным комплексом. В модели этнокультурного образования они лежат в центре пространственно-временной системы координат. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.
-
2. Лингвистический компонент вычленяется из этнокультурологического компонента как наиболее важный для коммуникации, в современном поликультурном обществе имеет этнический, суперэтнический (в России — русский язык), надэтнический (язык международного общения) уровни.
-
3. Полиэтнический компонент определяется совокупностью этнологических и этно-географических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Он отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.
-
4. Историко-культурологический компонент определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, путей вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Он отражает историко-временную координату данной модели.
-
5. Региональный компонент фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры, в целом культуры.
-
6. Этнопсихолого-педагогический компонент учитывает этническую идентичность, этноменталитет учащихся, специфику процесса освоения и присвоения ценностей культуры этноса и суперэтноса.
-
Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
-
приобщать учащихся к культурным особенностям аксиологии, символики, поэтики разных этнокультурных групп. -должен включать лучшие художественные образцы разных цивилизаций, строится на началах компаративизма (сравнительно-исторический метод – установка сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов, в произведениях литературы и фольклоре разных народов), содержать характеристики универсальности и вариаций человеческой натуры. «Постижение разных концепций мира и человека через художественную литературу и культуру; Чтение и изучение литературной классики;
-
должны предусматривать знакомства с произведениями, отражающими духовный склад тех или иных этносов, выражающими чувства любви к своему народу, культуре, быту
-
должны показывать связь народов и культур, развитие национального и мирового сообщества в результате межкультурного взаимодействия. На занятиях следует помочь учащимся приобщаться к общечеловеческим ценностям, осознавать мировоззренческую общность мировых цивилизаций.
-
Инфраструктура в сфере культуры
1.Хакасский драматический театр им. А.М.Топанова 2. Русский драматический театр им М.Ю. Лермонтова 3. Хакасский Государственный малых форм «Читиген» 4. Хакасский Государственный театр кукол «Сказка»
-
Праздники
1. Семейные: Именины Пала той – праздники, посвященные рождению и первым этапам жизни ребенка Свадебные ритуалы Помолвка Сас той - (переплетение косичек в две косы, чарас) Регистрация Новоселье Иб той
-
Календарные:
22 марта – в день весеннего равноденствия Чыл Пазы – хакасский Новый год 22 декабря – день зимнего солнестояния Тун Пайрам - праздник первого айрана 3 июля День республики. Праздник поклонения предкам Международные праздники, День защитника Отечества, Новый год, День города и т.д. 22 марта – в день весеннего равноденствия Чыл Пазы – хакасский Новый год 22 декабря – день зимнего солнестояния Тун Пайрам - праздник первого айрана 3 июля День республики. Праздник поклонения предкам Международные праздники, День защитника Отечества, Новый год, День города и т.д.
-
Христианские:
1.Святки 2. Масленица (февраль) Вербное воскресенье Пасха Родительский день Троица Крещение и т.д.
-
Этнографические музеи в ДОУ
Патриотические музеи Кружок –музей Музей-ярмарка Музей этнографии Музей истории, культуры и т.д.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.