Презентация на тему "Этнокультурное воспитание дошкольников"

Презентация: Этнокультурное воспитание дошкольников
Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: "Этнокультурное воспитание дошкольников". Предмет: педагогика. 58 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Этнокультурное воспитание дошкольников
    Слайд 1

    Этнокультурное содержание образования в ДОУ

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Основныепонятия темы

    Регион - полиэтническая образовательная среда, которая находится в границах населенного пункта и выступает структурной единицей многонационального образовательного пространства.

  • Слайд 3

    Региональная характеристика РХ

    -Численность населения 537,2 чел. (на 01.01.2098г.),единая среда обитания 118 этносов (русские – 80,3%, хакасы - 12%,татары – 0,7%, украинцы – 1,5%, немцы-1,7%, и другие национальности (белорусы, мордва, чуваши, киргизы и др.), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития;

  • Слайд 4

    Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей; уникальность этноконтактной зоны на стыке Азии, что определяет специфику толерантных межэтнических отношений; - стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению;

  • Слайд 5

    - географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные условия, что позволяет рассматривать РХ как единый этнокультурный регион; - процессы этнокультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Тывы, Алтая, Кемеровской области и Красноярского края;

  • Слайд 6

    Региональная культура

    формируется под влиянием: природных (географических, ресурсовых, климатических) особенностей, системы социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, партий, движений, общественных объединений, религиозных конфессий). Она складывается из совокупности самобытных материальных и духовных ценностей народов, живущих в определенных региональных условиях, то есть народной культуры .

  • Слайд 7

    Педагогическая регионализация

    принцип организации образования в регионах. придает своеобразие компонентам образования в регионе, оказывая влияние на образовательное пространство, социализацию субъектов образовательной среды.

  • Слайд 8

    Региональный компонент в образовании

    Создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Регионализация образования актуальна в связи с тем, что наблюдается такое явление социальной и социокультурной действительности как культурная депривация, трактуемая как отчуждение или устранение необходимой региональной и этнической культуры в течение длительного времени.

  • Слайд 9

    Региональный компонент дошкольного образования

    система, включающая в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в определенных региональных общеобразовательных программах, реализуемых в образовательном пространстве дошкольных учреждений

  • Слайд 10

    Значение регионального компонента дошкольного образования

    позволяет прогнозировать инновационные процессы и проектировать педагогические стратегии, достигающие цели этнокультурного становления субъектов образовательного пространства.

  • Слайд 11

    Футурологический подход предполагает

    взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающей научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе этнокультурных явлений и процессов образования

  • Слайд 12

    Футурология (от латинского слова futurum – будущее и греческого logos – слово, учение)

    в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.

  • Слайд 13

    Футурология

    Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвиденье, предсказание): разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

  • Слайд 14

    Педагогическая стратегия

    прогностический вектор реализации «ресурсы-цель» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; научно-теоретическая основа инновационного решения стратегических и тактических задач этнокультурного воспитания.

  • Слайд 15

    Этнокультурное воспитание дошкольников

    процесс, направленный на приобретение ребенком этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом культурно-образовательном пространстве дошкольного учреждения.

  • Слайд 16

    Этнокультурная воспитанность дошкольника

    совокупность объективных представлений, знаний и ценностей о той или иной культуре, реализующихся посредством социально приемлемых моделей поведения.

  • Слайд 17

    Полилогическое этнокультурное образовательное пространство

    отражение множественности и сопряженности этнокультур, внешней (предметной) и внутренней (духовно-нравствен­ной) сред, субъектно-субъектных отношений ребенка и педагога.

  • Слайд 18

    Миссия этнокультурной педагогической деятельности в системе дошкольного образования

    становление опыта жизнедеятельности и жизнетворчества в полилогическом этнокультурном пространстве региона;

  • Слайд 19

    Стратегическая цель этнокультурного воспитания на федеральном уровне

    воспроизводство этнокультурных ценностей общества в обеспечении толерантных и устойчивых отношений в обществе

  • Слайд 20

    Стратегическая цель на региональном уровне

    сохранение этнокультурных ценностей региона и интеграция их в образовательное пространство

  • Слайд 21

    Стратегическая цель на муниципальном уровне

    обеспечение условий для становления этнокультурной воспитанности детей 5–7 лет, этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества

  • Слайд 22

    Тактические задачи этнокультурного воспитания:

    развитие информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и опытно-деятельностного компонентов этнокультурной воспитанности дошкольников, обеспечение взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем этнокультурного воспитания, создание организационно-педагогических условий.

  • Слайд 23

    Система педагогических способов прогнозирования и проектирования процесса этнокультурного воспитания

    федеральный уровень – разработка нормативно-правовой базы;

  • Слайд 24

    региональный уровень – разработка законодательных актов, регламентирующих вопросы этнокультурного воспитания;

  • Слайд 25

    муниципальный уровень – стратегическое проектирование;

  • Слайд 26

    дошкольное образовательное учреждение – перспективное проектирование – целей, задач, закономерностей, принципов, содержания, технологии, взаимосвязи внешней (этнокультурная компетентность педагогов) и внутренней (активность ребенка в этнокультурной среде) подсистем среды, организационно-педагогических условий, активизирующих полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения и детский этнокультурный опыт жизнедеятельности и жизнетворчества.

  • Слайд 27

    Принципы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания

    гуманистической доминанты педагогической стратегии и тактики её реализации; открытости образовательного пространства ДОУ полилогическому этнокультурному пространству региона; гибкости в решении стратегических и тактических задач и отборе способов достижения цели;

  • Слайд 28

    педагогического предвидения эффективности способов реализации стратегии «ресурсы-цель»; педагогической активности в интеграции педагогических ресурсов в полилогическое этнокультурное образовательное пространство дошкольного учреждения.

  • Слайд 29

    Направленияэтнокультурной деятельности руководителей федеральных, региональных, муниципальных образований и дошкольного образовательного учреждения

    Концепция воспитания детей дошкольного возраста в рамках деятельности ЮНЕСКО, Региональная концепция этнокультурного воспитания детей, подростков, молодежи, муниципальная программа этнокультурного воспитания детей и учащихся, авторская региональная образовательной программы

  • Слайд 30

    Прогнозируемые результаты реализации педагогической стратегии этнокультурного воспитания

    федеральный уровень – обеспечение прав ребенка на освоение этнокультурных ценностей и сохранение этнокультурной идентичности,

  • Слайд 31

    региональный уровень – актуализация этнокультурных ресурсов региона в образовательном пространстве,

  • Слайд 32

    муниципальный уровень – создание полилогического этнокультурного образовательного пространства развития и воспитания личности,

  • Слайд 33

    уровень образовательного учреждения – этнокультурная воспитанность дошкольников; этнокультурная компетентность педагогов.

  • Слайд 34

    Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в., но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны

  • Слайд 35

    Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры.

  • Слайд 36

    В термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» — на социальном (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: (В. Е. Гусев, М. С. Каган, А. Ф. Камаев). Народная культура вбирает в себя традиционный и современный пласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их (Т. Г. Грушевицкая, В. И. Козлов, А. П. Садохин).

  • Слайд 37

    Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

  • Слайд 38

    Один из эффективных путей совершенствования этнокультурного образования — создание структуры. В верхней части кольца – более подвижные, постепенно изменяющиеся составляющие этнокультуры. В нижней части-глубинные составляющие.

  • Слайд 39

    Личность Народная хореография Игровой фольклор Драматический фольклор Декративно-прикл.искусство Народная музыка Этноязык Этноэтикет Этническая психология Народная педагогика Эмпирические возрения народа (народная медицина, астрология,экология , философия) Религия Народное зодчество Хозяйственно-культ.тип эконо- мики. Предметы традиционного быта Обычаи Обряды и праздники

  • Слайд 40

    Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до современности. Введение в центр системы координат личности обучающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования :

  • Слайд 41

    Координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры

    Историческое время Современность Мировая культура Отечественная культура Культурное поле Этнокультура Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Этнокультура другого народа Личность Географическое пространство, природа

  • Слайд 42

    Содержание этнокультурного образования «на уровне общего теоретического представления» (Краевский,)

  • Слайд 43

    1. Этнокультурологический компонент лежит в основании системы. Он отражает внутреннюю структуру этнокультуры, определяется входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупностями (этнофилологической, художественно- творческой, поведенческой, мировоззренческой) или целостным структурным комплексом. В модели этнокультурного образования они лежат в центре пространственно-временной системы координат. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.

  • Слайд 44

    2. Лингвистический компонент вычленяется из этнокультурологического компонента как наиболее важный для коммуникации, в современном поликультурном обществе имеет этнический, суперэтнический (в России — русский язык), надэтнический (язык международного общения) уровни.

  • Слайд 45

    3. Полиэтнический компонент определяется совокупностью этнологических и этно-географических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Он отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.

  • Слайд 46

    4. Историко-культурологический компонент определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, путей вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Он отражает историко-временную координату данной модели.

  • Слайд 47

    5. Региональный компонент фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры, в целом культуры.

  • Слайд 48

    6. Этнопсихолого-педагогический компонент учитывает этническую идентичность, этноменталитет учащихся, специфику процесса освоения и присвоения ценностей культуры этноса и суперэтноса.

  • Слайд 49

    Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

  • Слайд 50

    приобщать учащихся к культурным особенностям аксиологии, символики, поэтики разных этнокультурных групп. -должен включать лучшие художественные образцы разных цивилизаций, строится на началах компаративизма (сравнительно-исторический метод – установка сходства, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов, в произведениях литературы и фольклоре разных народов), содержать характеристики универсальности и вариаций человеческой натуры. «Постижение разных концепций мира и человека через художественную литературу и культуру; Чтение и изучение литературной классики;

  • Слайд 51

    должны предусматривать знакомства с произведениями, отражающими духовный склад тех или иных этносов, выражающими чувства любви к своему народу, культуре, быту

  • Слайд 52

    должны показывать связь народов и культур, развитие национального и мирового сообщества в результате межкультурного взаимодействия. На занятиях следует помочь учащимся приобщаться к общечеловеческим ценностям, осознавать мировоззренческую общность мировых цивилизаций.

  • Слайд 53

    Инфраструктура в сфере культуры

    1.Хакасский драматический театр им. А.М.Топанова 2. Русский драматический театр им М.Ю. Лермонтова 3. Хакасский Государственный малых форм «Читиген» 4. Хакасский Государственный театр кукол «Сказка»

  • Слайд 54

    Праздники

    1. Семейные: Именины Пала той – праздники, посвященные рождению и первым этапам жизни ребенка Свадебные ритуалы Помолвка Сас той - (переплетение косичек в две косы, чарас) Регистрация Новоселье Иб той

  • Слайд 55

    Календарные:

    22 марта – в день весеннего равноденствия Чыл Пазы – хакасский Новый год 22 декабря – день зимнего солнестояния Тун Пайрам - праздник первого айрана 3 июля День республики. Праздник поклонения предкам Международные праздники, День защитника Отечества, Новый год, День города и т.д. 22 марта – в день весеннего равноденствия Чыл Пазы – хакасский Новый год 22 декабря – день зимнего солнестояния Тун Пайрам - праздник первого айрана 3 июля День республики. Праздник поклонения предкам Международные праздники, День защитника Отечества, Новый год, День города и т.д.

  • Слайд 56

    Христианские:

    1.Святки 2. Масленица (февраль) Вербное воскресенье Пасха Родительский день Троица Крещение и т.д.

  • Слайд 57

    Этнографические музеи в ДОУ

    Патриотические музеи Кружок –музей Музей-ярмарка Музей этнографии Музей истории, культуры и т.д.

  • Слайд 58

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке