Содержание
-
Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида
Усынина Евгения Валерьевна, учитель технологии ГБОУ « Селенгинская специальная коррекционная школа –интернат»
-
Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.Дифференцированный подход в обучении: - это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента.
-
Вопросы индивидуализации обучения не являются новыми в олигофренопедагогике. Они положены в основу дидактических принципов коррекционной школы. В ряде публикаций, изданных еще в период становления советской вспомогательной школы, была показана необходимость дифференцированного изучения учащихся с целью индивидуального подхода. Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связывалось с большим разбросом учебных возможностей умственно отсталых школьников одного возраста.А. Н. Граборов об этом писал следующее: « нормальная школа свои требования варьирует, приспосабливая их к отдельным индивидуальным особенностям своих учащихся: одному облегчит нагрузку, другому усилит её, третьему даст дополнительные задания. Всех этих мероприятий для дебильных детей мало, так как дебильные дети по своим психологическим особенностям выходят за пределы индивидуальных колебаний того типа, который мы называем нормой». С предъявлениями новых требований к образовательному процессу, внедрением новых педагогических технологий этот принцип не теряет актуальности и требует системного подхода в осуществлении.
-
Особенности профессионально-трудового обучения в школе VIII вида.
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности: низкая познавательная активность; недостаточная сформированность умственных действий; недоразвитие эмоционально-волевой сферы; недоразвитие мелкой моторики рук.
-
Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.
-
Формы дефекта
Воспитанники нашей школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта: дети с незначительным снижением интеллекта; дети с дефектами эмоционально – волевой сферы, в результате которых они не способны проявлять волевые усилия там, где это требуется. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке. дети с моторной недостаточностью .
-
Первая группа – это группа сильных девочек, хорошо успевающих. Группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.
-
Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет девочек соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно.
-
К третьей группе относятся учащиеся, которые не умеют планировать свою работу, мелкая моторика развита очень слабо, им постоянно требуется помощь учителя.
-
Изучение индивидуальных особенностей учащихся будет более успешным, если знать наиболее характерные особенности различных типов умственной отсталости. Учет различий в умственном развитии ребенка с ранним поражением мозга и ребенка с более поздним поражением (например, нарушения в результате травматизма или заболевания) дает ключ к пониманию индивидуальных особенностей подростка и помогает сделать оправданный выбор педагогических средств воздействия на его развитие.
-
Постоянные наблюдения за поведением детей позволяют выявлять их индивидуальные особенности. Что позволяет модифицировать методы и приемы трудового обучения. Большое значение надо уделять формированию интереса к занятиям трудом и швейным делом. На уроках для каждого ученика создаётся такая ситуация, в которой он добивается успеха. По результатам работы используется похвала, подбадривание, демонстрация. Поделки, которые изготовляют дети, выставляются на выставках. Дети должны видеть, что результат их труда используется в общей работе и других радует их успех.
-
Более слабым учащимся уделяется особое внимание, задания для них имеют свои характерные особенности. Но не всегда причина отставания может быть одинакова. Например, на уроках швейного дела в 7 кл. 2 девочки отстают в изготовлении изделий от остальных, качество изделий у них низкое и можно отнести их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умении анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать . Другая — из-за низкого уровня интеллектуального развития связанного с этим патологической медлительности движений.
-
В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны. Получается, что индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Главная цель трудового обучения – это связь обучения с жизнью. Необходимо научить детей учиться и применять полученные знания в быту, дома, но выполнить это можно, если обеспечена прочная мотивация на идейный конечный результат – маяк, к которому следует стремиться при решении учебных и трудовых задач.
-
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению. Дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы. В результате обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
-
Т.о. реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. При оценке работ обязательно учитываются индивидуальные способности учащихся, так как важен личный результат каждого ученика в сравнении с самим собой, со своей предыдущей работой. При определении методики обучения надо стараться учитывать не только отклонения от развития, но и опираться на все положительные качества ученика.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.