Презентация на тему "Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями""

Презентация: Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями""? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 23 слайдов. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"
    Слайд 1

    Современные формы работы классного руководителя с родителями

    Взаимодействие семьи и школы Основные концепции воспитания родителей. Формы педагогического руководства семейным воспитанием Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся.

  • Слайд 2

    Основные концепции воспитания родителей

    «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. В понятие «воспитание родителей» входит: усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию; приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков; деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить; ориентация на поставленные задачи.

  • Слайд 3

    При этом под функциямивоспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни се­мьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.Цельювоспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответ­ственность за своих детей. В разных концепциях воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве по­ведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности.Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на их потребности в поддержке, во-вторых, на потребнос­ти самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

  • Слайд 4

    Адлеровская модель (автор — А. Адлер).

    Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, а которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей яв­ляются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По такой модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каж­дому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.

  • Слайд 5

    Учебно-теоретическая модель (автор — Б. Скиннер).

    В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения. Способами формирования поведения являются позитивное под­крепление (поощрение), негативное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, регулирующих поведение ребенка с помощью указанных выше средств. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диаг­ностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ является обучение родителей наблюдению и оценке поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

  • Слайд 6

    Модель чувственной коммуникации (автор — Т. Гордон).

    Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса, согласно которой изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится эта модель воспитания родителей, которые долж­ны усвоить три основных умения: • активного слушания; • доступного для ребенка выражения собственных чувств; • практического использования в семейном общении принципа «оба правы». С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

  • Слайд 7

    Формы обращения к другому человеку

  • Слайд 8

    Модель я - сообщения

    Я- сообщение состоит из трех основных частей: событие (когда..., если...); ваша реакция (я чувствую...); предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел бы ...; я был бы рад...).

  • Слайд 9

    Модель, основанная на трансактном анализе (авторы — М. Джеймс, Д. Джонгард).

    Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Восприятие действительности, анализ получаемой информации и реагирование индивидуу­ма на действительность могут осуществляться по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски. «Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуи­ция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, по­скольку в ней представлено все самое естественное в человеке. «Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Положение «родителя» в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при ко­торых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах, потому что ключ к изменению поведения ребенка лежит в измене­нии отношений между родителями и ребенком.

  • Слайд 10

    Модель групповой терапии (автор — Х.Дж. Джинотт).

    В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении про­блемных ситуаций. Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые кон­сультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации ро­дителям помогают избавиться от чувства вины, показывая анало­гичные переживания в других семьях, родители делятся пережива­ниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.

  • Слайд 11

    Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (автор — И.В. Гребенников).

    В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недо­статков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дош­кольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализаций модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психо­логия семейной жизни».

  • Слайд 12

    Формы педагогического руководства семейным воспитанием

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся

  • Слайд 15

    Методика подготовки и проведения родительского собрания

    К основным элементам подготовки собрания родителей относят следующие: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. 4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей. 5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. 6. Приглашение родителей и других участников собрания. 7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. 8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

  • Слайд 16

    Лекция «Влияние семьи на психическое и психологическое здоровье младшего школьника»

    Сегодня мы рассмотрим тему «Влияние семьи на психологическое здоровье младшего школьника ». Прежде чем перейти к рассмотрению темы, необходимо разобраться, а что такое психологическое здоровье? Для чего оно необходимо? Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции. Психологическое здоровье, в качестве составного элемента здоровья в целом, включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. То есть психологическое здоровье позволяет человеку находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром. Эмоциональное благополучие младших школьников в значительной степени зависит от того, как оценивают их учителя и в первую очередь родители. Дело в том, что при поступлении ребенка в школу он попадает в новую социальную ситуацию, повышается его статус, то есть окружающие его взрослые начинают относиться к нему как к взрослому. Но в то же время он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви. Впервые в жизни его оценивают по жесткой пятибалльной системе, ведь школьные отметки за знания и старания отождествляются в его глазах с оценкой — хорош он или плох. Все это создает в его жизни определенные трудности. Преодолеть их ему легче, если он ощущает надежный тыл: родительскую лю­бовь и поддержку.

  • Слайд 17

    Эмоциональное благополучие младших школьников в значительной степени зависит от того, как оценивают их учителя и в первую очередь родители. Дело в том, что при поступлении ребенка в школу он попадает в новую социальную ситуацию, повышается его статус, то есть окружающие его взрослые начинают относиться к нему как к взрослому. Но в то же время он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви. Впервые в жизни его оценивают по жесткой пятибалльной системе, ведь школьные отметки за знания и старания отождествляются в его глазах с оценкой — хорош он или плох. Все это создает в его жизни определенные трудности. Преодолеть их ему легче, если он ощущает надежный тыл: родительскую лю­бовь и поддержку. Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит сына. Возмущение ее будет очень искренним. Но одно дело — чув­ства испытывать, другое -их выражать. Как ни странно, это искус­ство дано далеко не каждому. Правда, любой родитель может воз­разить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую?» Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это го­ворится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосно­вения. Всеми этими «несловесными» средствами заботливые, лю­бящие родители могут передать ребенку примерно такую эмоцио­нальную информацию: «Как хорошо, что ты — это ты. Хорошо, что ты задаешь вопросы, думаешь. Хорошо, что пытаешься сам преодолеть трудности. Это хорошо, что ты умеешь чувствовать, выражать свои чувства и быть открытым с людьми. Постепенно ты научишься многому, станешь самостоятельным. Я верю, ты добь­ешься всего, к чему будешь стремиться».

  • Слайд 18

    Конечно, каждый родитель может выражать это по-своему. Но каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Ошибки ребенка не должны раздражать вас на­столько, чтобы вы почувствовали отчуждение. Не поддавайтесь ис­кушению сравнивать сына или дочь с другими детьми, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок всегда должен чувство­вать, что он неповторим и что вы любите его таким, каков он есть. Когда у ребенка одна за другой следуют неудачи в школе, рас­строенные родители часто упрекают его в этом, и тому начинает казаться, будто никаких достоинств у него нет. У него сильно сни­жается самооценка, опускаются руки, и ему становится сложно преодолевать трудности. Между тем любые усилия ребенка, даже те, что не ведут к непосредственному результату, родитель может одобрить, дать понять, что мама и папа чувствуют его старания, даже если он и не достиг больших успехов. Однако может быть по-другому. Родители вроде бы одобряют поведение ребенка, но тот вовсе не воспринимает их реакцию как одобрение. И это не случайно. Неосознанно взрослые часто выра­жают скрытое недовольство. Между тем главное, что важно знать ребенку, — это то как мы его оцениваем и чего ожидаем от него. То, как он интерпретирует реакции мамы и папы, в большой степени определяет его собственные чувства, оценки, которые он дает себе и другими людям, и даже его поведение в будущем.

  • Слайд 19

    Давайте разберем ситуацию, в которой может оказаться ребенок. Девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: «Видишь! Пятерка!» Папина реакция может быть личной. Что мы отвечаем? Вот несколько вариантов: I. Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог? II. Я же говорил — можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь. III. Держу пари, ты гордишься собой. IV. Теперь я тобой доволен. V. Молодец! Я рад за тебя. Как часто, автоматически «отмахиваясь» привычными репликами, мы не даем себе труда вдуматься в их эмоциональный смысл. А между тем смысл этот очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него приведенные выше фразы могут означать: Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты в состоянии сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна. Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к постоянной, добросовестной работе.

  • Слайд 20

    Две следующие реплики могут быть расшифрованы ребенком по-разному: III. а) Ты — хвастунишка. Победа твоя не так велика, чтобы гордиться, б) Ты гордишься своими достижениями и имеешь на это право. IV. а) Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя, б) Ты учишься ради меня. И я доволен тем, как ты это делаешь. V. Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и с удовольствием разделяю эту радость. Для того чтобы оказать поддержку ребенку, родитель должен продемонстрировать ребенку удовлетворенность от его достижений или усилий. Или научить ребенка справляться с различными задачами, создавать у него установку: «Ты можешь это сделать». Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем- то, взрослый должен дать понять, что чувства по отношению к нему не изменились, используя высказывания: - Мне было очень приятно наблюдать за происходящим. -Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже научишься. Таким образом, родитель научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе. Родитель должен показать ребенку, что он является больше, чем все связанные с ним проблемы. Создавать ситуацию с гарантированным успехом: - опираться на сильные стороны ребенка; - избегать подчеркивания его промахов; - показать что вы удовлетворены им; - демонстрировать любовь и уважение к нему. - проводить больше времени с ребенком; - внести юмор во взаимоотношения; - позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Уважаемые родители скажите, пожалуйста, а как можно поддержать ребенка?

  • Слайд 21

    Действительно, поддержать можно посредством: - отдельных слов (красиво, вперед и т.д.) - высказываний (Я горжусь тобой, спасибо, Я рада…) - прикосновений (потрепать по плечу, обнять его). - совместных действий, физического соучастия (сидеть рядом, мягко вести его и т.д.) - выражения лица (улыбка, кивок, смех и т.д.). Таким образом, мы не должны удовлетворять свое социальное честолюбие через школьную успешность ребенка. Мы должны помнить, что требования, предъявляемые родителями, должны со­ответствовать возможностям ребенка. Это необходимо для сохранения психологического здоровья ребенка, для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, и это чувство сохранилось на всю жизнь. Если требования не соответствуют возможностям ребенка, то это становится фактором риска и может привести к трудностям в общении с ребенком, тревожности и агрессивности детей, формированию негативных личностных черт. Спасибо за внимание, до свидания.

  • Слайд 22

    Памятка для родителейО некоторых общих принципах во взаимоотношениях родителей с детьми:

    попытайтесь сначала разобраться в поведении ребенка, внима­тельно его выслушайте, а потом уже действуйте. Ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребенком, а зна­чит, и ваша реакция могут быть неверными; реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение ребенка. Если же при этом вы обращаете на него мало внимания в другие моменты (когда он хорошо себя ведет, например), то ребенок получает информацию: «Хочешь, чтобы взрослые обратили на тебя вни­мание, — раздражай их»; не копите недовольства ребенком. Многие родители, подобно коллекционерам, копят свое раздражение против детей. Однаж­ды оно лавиной выплескивается на сына или дочь. Вместо это­го попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у вас ребенок, обсудите их с супругом или с самим ребенком; не вступайте с ребенком в «борьбу за власть». Сын или дочь не хотят выполнить ваших требований: «Я не хочу! Не буду, и все!» Как избежать противоборства с ребенком? В каждой семье есть свои правила и запреты. Если число их невелико, они тверды, а главное, логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опирать­ся на них. Эту беседу лучше вести следующим образом. Снача­ла выслушать ребенка, постараться понять его образ мыслей, а затем принимать решение, которое включает в себя некоторые ограничения для него;

  • Слайд 23

    постарайтесь не быть многословным, говорить спокойно и твер­до. Не поддавайтесь искушению включиться с ребенком в бес­плодный спор, который поведет к выяснению, кто главнее. Гла­венство родителя, когда речь идет о 7—12-летнем ребенке, бе­зусловно. В споре вы лишь подвергаете этот факт сомнению. В особых случаях, когда спор прекратить не удается, можно даже выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен, решение принято и нужно переходить к другим делам; часто ребенок противоборствует потому, что таким образом пытается утвердить себя. «Я тоже взрослый, тоже самостоятель­ный, могу думать и принимать решения», — вот что бы он ска­зал, если бы мог сформулировать свои чувства. Чаще давайте ему почувствовать, что вы считаетесь с его мнением, что и его суждения могут быть для вас авторитетными; постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много зап­ретов. Но уж те, которые существуют, нарушать нельзя ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет на­казание. При этом родитель должен быть последователен в своем поведении: если уж он пригрозил наказанием, то угроза эта бу­дет исполнена; не стоит здесь говорить о возможных видах наказаний — в каж­дой семье свои. Отметим только, что наказание физическое при кажущейся его действенности быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно оно передает ребенку информацию: «Когда ты на кого-то зол — бей»; - и последнее, наиболее трудновыполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что вы не правы, имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избега­ют признаваться в своей неправоте. Тем самым они по­дают ребенку пример подобного поведения: упрямо стоять на своем, не желая объективно оценить свои слова и поступки.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке