Содержание
-
Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий в дошкольном образовании:
целевой ориентир на креативность
-
ФГОС ДО ориентирует на индивидуализацию и социализацию. Успешное сочетание этих понятий возможно в условиях сочетания индивидуальных и групповых стратегий. А это возможно при наличии единого целевого ориентира – творческого развития и личностного роста.
-
креативность
«творческость» – способность человека или группы людей к творческой деятельности в широком смысле этого понятия, «ансамбль» творческих способностей, особенность которого – продуцирование и воплощение принципиально новых идей. Это талант+творческийпроцесс+результатдеятельности+сфера деятельности.
-
Развитие креативности у детей
Креативный потенциал – атрибут личности, субъекта творения новых форм и самоизменения, саморазвития, самосозидания. Креативная деятельность – инновационная деятельность. С целью развития творческого мышления могут использоваться образовательные ситуации, характеризующиеся незавершённостью, при этом детей поощряют к сомнению в истинности единственного решения и формулировке множества вопросов. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся.
-
Модель эпигенетического ландшафта К.Уодингтона как метафора процесса развития ребёнка
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребёнка необходимо учесть как «зоны ближайшего развития», так и «горизонты развития». Все дети, находясь в одном образовательном и социокультурном пространстве «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития». При этом развитая – «идеальная форма творчества» задаётся как обобщённый образ перспективы творческого роста ребёнка, а не как «сумма специальных технологий»
-
Специфические особенности творческих способностей дошкольников
Доминирование процесса над результатом Субъективная новизна детских изобретений и творческих открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых Лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в т же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
-
Особенности проекта как формы группового взаимодействия, сохраняющей индивидуальность и нацеленной на творческий результат:
Выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения мира каждым ребёнком и своего бытия в нём Расширение границ образовательного и реального пространства Расширение состава участников, вовлечение в пр. д-сть взрослых и детей разного возраста Обсуждение проблемы на всех этапах с педагогом и другими детьми для осмысления результатов и принятия решения о дальнейших действиях Презентация результата деятельности отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и единого критерия оценки результата.
-
Психолого-педагогические условия творческого развития каждого ребёнка в деятельности, совместной с другими детьми и взрослыми
Многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности Разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединённых образовательной целью и программой развития Подготовка каждым ребёнком конкретного продукта проекта как успешно достигнутого результата деятельности Наличие специально оборудованного места включающего широкий выбор дид. материалов Индивидуальные программы и маршруты развития Активизация интересов и позиции детей к разным видам деятельности Создание эмоционально комфортной атмосферы Уважение личности ребёнка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепция творца» Включение в пед.процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов
-
Направления индивидуализации образования детей в процессе коллективной деятельности
Поддержка активного отношения ребёнка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло Отведение ребёнку центрального места в образовательной системе развивающего типа, позволяющей ребёнку свободно действовать Воспитание любознательности; поддержка и всемерное развитие творческости; компетентности, уверенности, инициативности; Поощрение и развитие самостоятельности Становление детской воли, развитие произвольности поведения и деятельности; обогащение опыта регулируемости поведения Создание мотивации к развитию и образованию Выявление, поддержка и развитие индивидуального стиля деятельности
-
Задачи в работе с одарёнными детьми
Раннее выявление одарённых детей Создание адекватных програмно-методических условий Формирование предметной развивающей среды Создание социальной сферы
-
Важные вопросы при решении этих задач
Поддержка интересов каждого ребёнка со стороны взрослых (без давления) Интеграция познавательной, игровой и художественной деятельности Актуализация разнообразных форм самовыражения Проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций незавершённости, многозначности, множественности решений Поощрение вопросов инициативы и самостоятельности Ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы Согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребёнка; учёт конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка Формирование у ребёнка умения обоснованно и культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения
-
Таким образом
Развитие креативности как интегрированной способности к творческой деятельности играет важную роль в общем развитии человека уже на первых ступенях его жизни – в дошкольном детстве. При этом большое значение имеет согласование индивидуальных и групповых стратегий образования. Ведущее условие успешности такого образования – творческий характер самой деятельности и её результата.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.