Содержание
-
Законы функционирования и свойства семейной системы.
-
Функции семьи
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.
-
Законы функционирования семейной системы
Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл.
-
Свойства семейной системы
1. Особенности взаимоотношений членов семьи проявляются в общении; под общением здесь понимается абсолютно любое событие, происходящее в семье.
-
Паттерны взаимодействия–это устойчивые способы поведения членов семьи и постоянно повторяющиеся коммуникативные стереотипы, включающие в себя определенные послания (сообщения) или содержащие определенный смысл для членов семьи. Циркулирование информациив семье отражает характер обмена информацией между членами семьи, обусловленный постоянным повторением определенных паттернов семейного взаимодействия. Передача той или иной информации может осуществляться следующим образом: - в виде прямых и ясных посланий друг другу; - в виде косвенных обращений и манипулятивных действий; - в виде двойных посланий; - с привлечением третьих лиц для передачи информации.
-
Стиль эмоциональной коммуникацииопределяется соотношением позитивных и негативных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, а также наличием или отсутствием запрета на открытое выражение чувств. Метакоммуникация – это процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи, то есть представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации.
-
В неблагополучных семьях общение протекает двусмысленно. Двусмысленность возникает в тех случаях, когда человек руководствуется следующими представлениями: 1. У меня низкая самооценка, я уверен, что плохой, потому что чувствую себя таким. 2. Я боюсь задеть чувства другого человека. 3. Я боюсь, что другой человек отомстит мне. 4. Я боюсь разрыва наших отношений. 5. Я не хочу навязываться. 6. Я равнодушен ко всему, кроме самого себя, другой человек и взаимоотношения с ним не имеют для меня никакого значения.
-
Типы поведения, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения:
1) заискивать, чтобы другой человек не сердился; 2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным; 3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка человека нередко скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями; 4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет. Наше тело выражает ощущение самооценки независимо от того, осознаем мы это или нет. Если наша ценность в собственных глазах сомнительна, тело отражает это.
-
Заискивающий (миротворец) Слова «Все, что ты хочешь, — это хорошо». «Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым». Тело «Я беспомощен» — выражено в позе жертвы. Внутри«Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я — ничто». Обвинитель Слова «Ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит?» Тело «Я здесь главный». Внутри «Я одинок и несчастлив». Расчетливый («компьютер») Слова «Если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из здесь присутствующих». Тело «Я спокоен, холоден и собран». Внутри «Я чувствую себя уязвимым». Отстраненный (безумный) Слова или не имеют смысла, или касаются отвлеченной темы. Тело «Я нахожусь где-то еще». Внутри «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места».
-
Как влияет ваше поведение на других людей Заискивающее поведение может вызывать чувство вины. Обвиняющее поведение – страх. Расчетливое поведение – зависть. Отстраненное поведение – чувство тоски и уныния. Это значит, что: если я вызываю у тебя чувство вины, ты можешь пожалеть меня; если я вызываю страх, ты можешь подчиниться мне; если я вызываю зависть, ты будешь стремиться как-то походить на меня; если я могу развеселить тебя, ты будешь терпеть меня рядом с собой!
-
Ситуация Я – ваш отец, а вы – мой сын и делаете что-то неправильно. Как я могу себя повести? Заискивая (тихим голосом, с удрученным видом): Извини меня, Джим, я хотел тебя спросить... Только обещай, что не рассердишься. Нет, ты все делаешь хорошо, но только, может быть, ты мог бы немного больше постараться и навести порядок? Обвиняя: Что с тобой происходит, неужели ты ничего не понимаешь, ты совсем спятил? «Компьютер»: Мы проводим смотр продуктивности работы нашей семьи. Мы нашли, что у тебя она начинает падать. Что ты можешь сказать по этому поводу? Отстраняясь (обращаясь к другому сыну, стоящему рядом с Джимом): Скажи, Арнольд, твоя комната такая же, как и у Джима? Нет, ничего такого, я просто хожу-брожу, смотрю, как тут все у нас в доме... Скажи Джиму, чтоб он зашел перед сном к маме. Уравновешенный тип: Джим, твоя комната в ужасном состоянии. Ты со вчерашнего дня не убрал кровать. Давай подумаем, как навести порядок. Не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели — понять, что в достижении этого вам мешают некоторые страхи.
-
Чтобы избежать отвержения, которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя:
1. Я могу совершить ошибку. 2. Кому-то это может не понравиться. 3. Кто-то может меня раскритиковать. 4. Вдруг подумают, что я – выскочка. 5. Она подумает, что я плохой. 6. Люди могут подумать, что я дефективный. 7. Он может меня бросить.
-
Если вы сможете разумноотнестись к подобным утверждениям, вы сделаете важный шаг на пути личностного роста.
1. Я уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое. 2. Я абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что я делаю. На вкус и цвет товарища нет. 3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня... Я действительно несовершенен. Но критика полезна. 4. Если я буду считать, что мне надо быть безупречным, я никогда не буду полностью собой доволен. 5. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.
-
Правила –это распределение семейных ролей и функций, распределение мест в семейной иерархии, решение о том, что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо. Семейные ценности – идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. Традиции и ритуалы– повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл.
-
Семейный миф – это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос: «Кто мы?» Миф порождает правила и ритуалы. Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф.
-
Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи. Внешние границы–это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Внутренние границысоздаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.
-
Четкие границымежду семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Ригидные границыизолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Диффузные границысвоеобразно противостоят ригидным чертам. В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать.
-
Стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Семейный сценарий– обусловленные семейной историей, повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия.
-
Семья как закрытая система
Самооценка низкая. Общение - непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту. Стиль - обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный. Правила - скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные; люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на обсуждение. Результат - случайный, хаотичный, деструктивный.
-
Семья как открытая система
Самооценка высокая. Общение прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту. Стиль уравновешенный. Правила открытые, современные, гуманные; меняются, когда возникает необходимость; полная свобода любых обсуждений. Результат основан на реальном положении вещей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.