Содержание
-
Здоровьесберегающие, инновационные технологии в логопедической практике
-
Актуальность
- В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
- Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
- В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
- В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
-
Развивающая среда
Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.
-
Инновационные технологии в логопедической практике
- -это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания , технология развития мелкой моторики руки и другие).
- Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения; содействовать оздоровлению детей.
-
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты
- Пальминг,комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
- Упражнения для развития речевого дыхания.
- Развитие общей моторики.
- Современные технологии логопедического и пальцевого массажа; Су Джок терапия.
- Аурикулотерапия.
- Кинезиотерапия.
- Сказкотерапия.
- Куклотератия.
- Мнемотехника.
- Смехотерапия.
- Дидактический синквейн.
- Биоэнергопластика.
- Хромотерапия.
- Песочная терапия
-
Упражнения направлены на профилактику нарушений зрения
- Занятия снимают напряжение глазных мышц, благотворно влияют на зрение.
- Пальминг – это упражнение на расслабление глаз. Оно является очень древним и принадлежит йогам.
- Затем выполняем упражнения для глаз.
-
Упражнения для развития речевого дыхания
-
Развитие общей моторики
Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
-
Система работы по развитию мелкой моторики рук
- календарно-тематическое планирование пальчиковых игр согласно лексическим темам.
- штриховка изображений на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
- различные задания в «сухом бассейне»;
- шнуровки, завязывание бантиков;
- с раздаточным материалом и т.д.
-
Пальцевый массаж
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж травяными мешочками;
- массаж зубными щётками;
- массаж приборами Су-Джок терапии.
-
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм
- Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
- Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металические колечки,колючие кольца).
-
Аурикулотерапия
- Это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма.
- Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.
-
Кинезиотерапия
Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
- развивают мозолистое тело,
- повышают стрессоустойчивость,
- улучшают мыслительную деятельность,
- способствуют улучшению памяти и внимания,
- облегчают процесс чтения и письма,
- улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
-
Куклотерапия
- Это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
- Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный.
-
Сказкотерапия
Метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.Коррекционные задачи сказкотерапии:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
-
Мнемотехника
Это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Мнемотехника помогает в развитии:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
-
Изо-терапия
Техники изо-терапии, используемые для развития речи, мелкой моторики руки:
- пальцевая живопись;
- рисование на стекле;
- ниткография;
- рисование на манке;
- рисование ладонями;
- техника рисования палочками, фасолью и т.п.;
-
Дидактический синквейн
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например:
- Дождь
- Мокрый, холодный
- Капает, стучит, льёт
- Я не люблю дождь
- Вода
-
Хромотерапия (цветотерапия)
Восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии:
- Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
- Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
- Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
- Развитие правильного дыхания.
-
Песочная терапия
- Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
- Играя с песком, дети, прежде всего, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- Игры с песком успокаивают и расслабляют, пробуждают фантазию, развивают мелкую моторику рук, внимание, память, развивают речь (можно сочинять сказки ,рисовать их, искать сокровища и т.д.), способствуют обогащению словарного запаса;положительно влияют на эмоциональное самочувствие.
-
Биоэнергопластика
Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
-
Смехотерапия
- Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
- Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
-
- Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики.
- Инновационные методы являются эффективными средствами коррекционной работы, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.