Презентация на тему "Асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии"

Презентация: Асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии" по психологии, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 0.57 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по психологии

Содержание

  • Презентация: Асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии
    Слайд 1

    Асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии

  • Слайд 2

    Проблема в общих чертах

    Дифференциальная психофизиология- это научное направление, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Какую роль в жизни человека играет асимметрия?

  • Слайд 3

    Изменение взглядов на функциональную асимметрию во времени:

    - ее рассматривали как признак дисгармоничного развития человека, повинного во многих болезнях (ЖКТ, косоглазии, психических расстройствах (М. М Манасеина 1883) - «левшевство» считали дегенеративным признаком (А. А. Капустин 1924) - асимметрию необходимо было устранять так как она способствовала недоразвитию (Е. А. Аркин 1927) Опровержение этих взглядов, полученное в результате многочисленных исследований свелось к тому, что: - среди лиц с различными заболеваниями левшей не больше нормы. - появились данные что леворукость не как не мешает человеку адаптироваться к социальной среде (у правшей их рука не мешает) - большое количество (300) профессий требует применение обоих рук

  • Слайд 4

    Вопрос о гармоничности развития человека в связи с функциональной и морфологической асимметрией имеет широкой значение, чем физическое развитие. Гармония с эстетической точки зрения- это красота. Красота же человека как раз и состоит а асимметричности строения тела. Один из искусствоведов соединял одинаковые половины лица друг с другом (правую- с правой, левую- с левой). Это приводило к исчезновению красоты женщины, изображенной на фото.

  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Теория ведущего (доминантного) полушария

    Основная идея: превосходство ведущего полушария по всем функциям. Истоки формирования: Г. Хемфри (G. Humphrey, 1861) первый указал на случаи совпадения ведущей руки с ведущей ногой и ведущим глазом). Трансформация теориии и формирование новых гипотез 1920-1930 г. г.: 1. Доминантность ПШ существует, но нет связи с доминантностью парных органов. 2. Асимметрия относится только к речевым функциям и праксии рук и ног (ПРАКСИЯ (от греч. praxis —действование), способность выполнять в правильной последовательности ряд заученных или привычных мышечных сокращений, приводящих к достижению определенной цели) 3. Не существует доминантного ПШ и как следствие, доминирование парного органа является результатом тренировки или бессознательной имитации. (Г. Беквину, 1950) Из истории:

  • Слайд 8

    Функциональная асимметрия рук

    Теории возникновения: Врожденное приобретение: -эмбриональные теории, -теория неодинакового кровоснабжении левого и правого полушарий, - генетические модели, анатомическая теория. Подтверждение гипотезы о врожденности: коэффициент силы рук (выражает степень асимметрии правой ведущей руки по отношению к левой)

  • Слайд 9

    Приобретена в результате онтогенеза: - Праворукость возникает из-за того, что матери носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. - Причиной «рукости» является асимметричное расположение центра тяжести тела — смещение его вправо или влево. - Изменение асимметрии в онтогенезе. Подтверждение гипотезы приобретения: Отсроченное предпочтение одной из рук. Совершенство владения двигательными умениями (навыками), то лучшее владение ими правой рукой у правшей и левой рукой у левшей приобретается в течение жизни. На величину асимметрии при ведущей правой руке может так же влиять и профессиональная и спортивная деятельность.

  • Слайд 10

    Обоснование врожденной леворукости:

    Врожденный наследственный фактор. Исследования, результаты которых выявили постоянство коэффициента леворукости проведенные некоторыми исследователями (X. Грисбах 1919, Е. П. Ильин и др. ) с высоким показателем выраженности асимметрии до 23% по этому коэффициенту- подтверждают это предположение.

  • Слайд 11

    Итоги:

    Асимметрия проявляется в двух основных качествах: Результаты полученных исследований выявляют тот факт, что: скоростно- силовые качества обусловлены врожденными причинами, 2)совершенство владения двигательными умениями (навыками)- приобретенными.

  • Слайд 12

    ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ РУК

    Механизмом проявления праворукости является доминанта в двигательной зоне левого полушария, которая формируется в процессе жизни ребенка. . (Л. П. Павлов, 1963; Е. Б. Сологуб 1964). Право- леворукость является функцией произвольного механизма управления (В состоянии физиологического покоя право- или леворукостъ как постоянная функциональная асимметрия в психомоторных показателях не обнаруживается (О. В. Плотникова, И. И. Шафер, 1955; Г. Л. Магазаник, Е. Н. Свердлова, 1953) Существует зависимость между функциональной асимметрии рук со второй сигнальной системой (речевыми функциями и умственным развитием: первое- восстановления речи за счет тренировки здоровой конечности при параличе одной из сторон тела, второе-коэффициента силы ведущей руки по отношению к другой ниже нормы у лиц с низким интеллектом ((Е. П. Ильин, 1963). ) Центры праксии имеются в обоих полушариях, но в доминантном развиты лучше (М. Б. Кроль 1908)

  • Слайд 13

    ДИАГНОСТИКА ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ

    ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ ПО ПРЕДПОЧТЕНИЮ ОДНОЙ ИЗ РУК В ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЯХ: не все предметные действия выявляют функциональную асимметрию (А. А. Саидов 1982). ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ ПО РАЗВИТИЮ НА ОБЕИХ РУКАХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ: В качестве определения асимметрии можно взять показатели по силе и скоростным показателям (Е. П. Ильин, 1959; М. С. Бычков, 1953; Н. Н. Хавкина, 1960; Л. П. Павлова, К. С. Точилов, 1962).

  • Слайд 14

    Функциональная асимметрия ног(по результатам исследований)

    1. Фактор координации движений играет роль в функциональной асимметрии ног в зависимости от функциональной асимметрии рук. (данные Э. Х. Амбарова 1963, Н. Волянский 1957, В. Старосты 1963, А. А. Сандов 1982). 2. Фактор силы не является ведущим фактором в формировании функциональной асимметрии, связанной с право- леворукостью (данные В. Староста (1963, И. Г. Беляев 1959). 3. Функциональная асимметрия формируется прижизненно. (Ильин Е. П.).

  • Слайд 15

    Функциональная асимметрия зрения (по результатам исследований)

    Доминирование глаза не обуславливается ни ведущей рукой, ни доминантным полушарием. 2. Асимметрия в предпочтении одного глаза в качестве «прицельного» (в большинстве случаев- это правый глаз (Л. Майлс 1925, М. Шиллер 1932, Н. И. Гурова 1949). 3. Доминирование одного глаза по всем остальным показателям не обнаружено (исследования по остроте зрения Т. Ву и К. Пирсон 1927, Е. М. Горячева 1953).

  • Слайд 16

    Выявлена асимметрия одного уха при слушании (прослушивании) (в большинстве случаев это правое ухо (Д. Бродбент и М. Грегори 1964). 2. Асимметрия имеет врожденное происхождение при слушании (прослушивании) ( Х. Хекаен 1976). 3. Связи в предпочтении руки и уха не установлено (Еремеева 1956). 4. По остроте слуха различия м/д праым и левым ухом вообще не выявляются (И. И. Славина, А. И. Качевская 1959). Функциональная асимметрия слуха (по результатам исследований)

  • Слайд 17

    Функциональная вестибулярного аппарата (по результатам исследований)

    1. Функциональная асимметрия м/д симметричными вестибулярными органами не выявлена. 2. Функциональная устойчивая асимметрия может вырабатываться под влиянием тренировки (В. Староста 1963).

  • Слайд 18

    Латерализация психических функций в левом и правом полушариях головного мозга

    Функции левого полушария: - хронологический порядок, - чтение карт, схем, - запоминание имен, слов, символов, - речевая активность, понимание смысла, - детальное восприятие, - видение мира веселым. Функции правого полушария: - текущее время, - конкретное пространство - запоминание образов, конкретных событий, - узнавание лиц людей - восприятие эмоционального состояния, - целостное восприятие, видение мира мрачным. В функциональном плане не существует «подчиненного» полушария, так как их работа представляет собой целостное согласованное функциональное взаимодействие.

  • Слайд 19

    Источник:

    Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология.- Спб. Изд-во Питер, 2001г.

  • Слайд 20

    Вопросы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке