Содержание
-
Асимметрия головного мозгаи межполушарное взаимодействие.
Исследовательская работа Выполнила: Учащаяся 9 класса школы № 50 Королева Наталья Руководитель: Педагог – психолог, учитель информатикиВолкова Светлана Генриховна
-
Цель исследования: Выявить, существуют ли особенности развития детей различающихся по латеральному профилю, т. е. в зависимости от доминирующего полушария, определить профиль функциональной асимметрии учащихся 9-го класса Задачи исследования: Рассмотреть понятие и виды межполушарной ассиметрии; Изучить методики определения асимметрии Определить преимущественное доминирование правого или левого полушария головного мозга (т.е., определить ведущую руку, ногу, глаз, ухо); (моторной асимметрии) у учащихся 9-го класса Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека и дать рекомендации учащимся 9-го классов Познакомить учащихся с результатами исследования и со способами развития межполушарного взаимодействия Методы исследования: Изучение методической литературы по проблеме исследования. Анкетирование и тестирование учащихся. анализ, сравнение.
-
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер Функциональная асимметрия головного мозга
-
Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека . Под моторной (двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции. Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий. Созревание правого полушария происходит более быстрыми темпами. Толчком к созреванию левого полушария считается появление у ребёнка осознания себя (в 2 года) К 6 годам у мальчиков левое полушарие может быть более активным, чем у девочек. У девочек только к 13 годам определяется доминирование одного из полушарий. Праворукий, но левоглазый ребёнок запаздывает в развитии на начальных этапах,так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает , что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.
-
Определение моторной асимметрии Определение ведущей руки: Определение ведущей ноги: а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая); б) сделать шаг с места (ведущая нога первая); в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая); Определение ведущего глаза: а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону. Определение ведущего уха: а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? в) каким ухом оборачиваетесь при оклике? г) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?
-
По доминированию полушария ,по итогам опроса, учащиеся распределились следующим образом Таблица 1. В таблице 2 представлено процентное соотношение типов латерализации после проведения проб. Таблица 2.
-
Выводы:
У учащихся 9 класса преобладает преимущественно левополушарный и смешанный тип ассиметрии. В работе собран большой материал, который поможет учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «менее активное» полушарие. Эта работа помогла мне осознать, что если научиться определять функциональную асимметрию у учащихся, то эта методика может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами, как диагностика при формировании профильных классов и вспомогательный материал при выборе методов и приёмов обучения учащихся. Развитие межполушарного взаимодействия Упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, графических навыков и пространственной ориентации. Упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания и памяти. Дыхательно-координационные упражнения. Упражнения для профилактики нарушения зрения. Упражнения, формирующие мыслительные операции. Зеркальное рисование, Двойные рисунки. Рисунок лежачей восьмерки.
-
МЫСЛЬ О ПЕРЕКРЕСТКЕ ("X") сообщает мозгу о желании использовать в работе движение обеих половин тела одновременно. Перекрестье «X» по своему физиологическому действию похоже на упражнение «Ленивые восьмерки». Оно активизирует левое и правое полушария мозга для одновременного совершения движения и расслабления тела, а также организует работу обоих глазУлучшаются следующие навыки: организованность в работе по математике и письму, повышается концентрация внимания; координация движений в повседневной жизни и спорте; развивается умение планировать и выделять главное в работе.
«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.
-
Ресурсы
Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001. Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – с. 287. Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – с. 477– 478. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. Гаврилов И. Ростки проблем, ростки чудес // Школьный психолог, «Левша». – 1999. – № 7. – с. 6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997Доброхотова Т. А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина – М.: Книга, 1994. – 231 с. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с. Дубровина М. Ю. И др. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная).Антропологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, 1999. Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. – СПб.: КАРО, 2007. Молодых Е. С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц подросткового и юношеского возраста. Автореф. дис… канд. биол. наук. – Томск, 2005. – 89 с. Реан А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: «Питер», 2000. – с. 105. Савенков А. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – с. 12. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 1978. – 95 с. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., 2001. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва – «Мир», 1983. . Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г Сайт : webpolyglot.ru. Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.