Презентация на тему "Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы"

Презентация: Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы
Включить эффекты
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 45 слайдов. Также представлены другие презентации по психологии. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    45
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы
    Слайд 1

    Дифференциальная диагностика детей с особенностями в развитии эмоциональной сферы (гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети)

    Подготовила педагог-психолог МОУ Евсеевской СОШ Гонза Т.В. Павловский Посад

  • Слайд 2

    Л.С. Выгодский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

  • Слайд 3

    Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы Гиперактивность Агрессивность Тревожность Аутизм

  • Слайд 4

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Факторы формирования синдрома

    Биологические Генетические Факторы внешней среды Течение беременности Употребление алкоголя Тяжелые роды Соматические заболевания в раннем возрасте Наличие СДВГ у родственников Экологическая обстановка (опосредованный фактор)

  • Слайд 7

    ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

    Основные признаки гиперактивности - нарушение внимания, чрезмерная двигательная активность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

  • Слайд 8

    А. Дефицит внимания:

    Снижено избирательное внимание: не может надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить. Ему трудно организовывать свою деятельность, часто переключаются с одного занятия на другое. Избегает или не любит задачи, которые требуют от него длительного умственного напряжения. Часто теряет вещи, в которых он нуждается. Легко отвлекается посторонним шумом. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

  • Слайд 9

    В. Чрезмерная двигательная активность:

    При волнении интенсивные движения руками или ногами. Часто встает с места. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег. Ему трудно участвовать в тихих действиях досуга. Действует, как будто "заведенный". Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы. Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д. Вмешивается в разговор или деятельность других.

  • Слайд 10

    С. Смешанный:

    Встречаются признаки нарушения внимания и чрезмерной двигательной активности.

  • Слайд 11

    Психологическая характеристика гиперактивного ребенка

    Поведение Процессы внимания Двигательная сфера Ребенок чрезвычайно подвижен. Постоянные движения во время выполнения заданий. Отвлекается на внешние раздражители. Избирательность внимания. Неспособность длительного сосредоточения на деятельности. Отвлекаемость с переключением с одного занятия на др. Двигательное беспокойство. Нарушение координации движения. Несформированность мелкой моторики . Низкая способность.

  • Слайд 12

    Отличия активного ребенка от гиперактивного

    Активный ребенок Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства)- скорее исключение. Он активный везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но сравнительно спокойный в обществе незнакомых людей. Он неагрессивный. Сам редко провоцирует скандал. Гиперактивный ребенок Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, даже если он устал, он все равно в движении, а выбиваясь из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, съедает слова, перебивает, не дослушивает. Задает вопросы, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него частые кишечные расстройства. Для таких детей аллергические реакции не редкость. Ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию.

  • Слайд 13

    В основе гиперактивности, как правило, лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

  • Слайд 14

    Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66% с диагнозом СДВГ – обнаруживают признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).

  • Слайд 15

    КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?

    В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления: Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль); Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; При необходимости должна осуществляться работа с гневом. Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.

  • Слайд 16

    РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ

    Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок на уроке сидел спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности. Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.

  • Слайд 17

    СХЕМА ОТРАБОТКИ ФУНКЦИЙ

    Внимание; Мышечный контроль; Импульсивность; Внимание + мышечный контроль; Внимание + импульсивность; Мышечный контроль + импульсивность; Внимание + мышечный контроль + импульсивность.

  • Слайд 18

    ОТРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

    Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять Необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами, чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие. Т.к. большое количество людей ребенка возбуждает, старайтесь садить его на первые парты, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.

  • Слайд 19

    Следующий этап:

    Вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой ребят (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.

  • Слайд 20

    Три «западни»

    Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. Надо: больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением. Надо: составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Надо: работать с психологом по работе с гневом. Использование «Лестницы гнева».

  • Слайд 21

    Помните! С гиперактивным ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его. Помните! Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Помните! Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями

  • Слайд 22

    Взаимодействие с агрессивным ребенком

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Факторы формирования синдрома

    Семья: Плохие отношения с одним или двумя родителями Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными. Ощущение безразличия к своим чувствам. Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью. Противоречивость требований к ребенку.

  • Слайд 25

    Влияние группы сверстников Влияние СМИ Факторы воспитания и стиля общения взрослых: Противоречивость требований к ребенку. Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны. Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида...)

  • Слайд 26

    Использований приказов, обвинений и угроз. Постоянное использование «Ты – сообщений» (как ты смеешь, ты опять...) Негативный стиль общения с ребенком: Вербальное оскорбление детей. Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.

  • Слайд 27

    Психологические характеристики агрессивного ребенка

    В зависимости от формы проявления агрессии, выделяют 3 категории детей: Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

  • Слайд 28

    Первая категория - дети, склонные к проявлению физической агрессии.

    Оличаются активностью, целеустремленностью, смелостью, склонны к риску. Преобладает экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.

  • Слайд 29

    Вторая группа - дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.

    Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью. Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих. Постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения

  • Слайд 30

    Третья группа - дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

    Импульсивность. Низкий самоконтроль поведения. Недостаточная социализация влечений. Низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

  • Слайд 31

    Задачи родителей и педагогов:

    Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся. Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»; «Активно слушать» его внутренний мир; Не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка; Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения. Обладать навыками саморегуляции.

  • Слайд 32

    Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в отсутствие педагога, они выплескиваются. Отсутствие наказаний также приводит к закреплению агрессивности. Нужно выбрать оптимальные способы разумного подавления агрессивности. Обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом стало появление чувства вины, но не страха и враждебности к учителю. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение. Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка — в центре класса напротив доски. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения. Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку. Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Научиться раннему выявлению злости у детей.

  • Слайд 33

    Задача детей

    Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме: Прямо заявлять о своих чувствах. Умение направлять гнев на объект. При этом, не уклоняясь в стороны от основной жалобы. Вежливость в обращении. Стремление найти конструктивное решение. Выражать гнев в косвенной форме. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Конкретную задачу нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком). Цель ставится сначала на очень короткий срок, по мере овладения новой формой поведения намечаемое время выполнения постепенно увеличивается Обязателен каждодневный контроль за выполнением намечаемых задач.

  • Слайд 34

    Взаимодействие с тревожными детьми

  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

      · неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; · повышенная тревожность самих родителей; · непоследовательность родителей при воспитании ребенка; · предъявление ребенку противоречивых требований; · чрезмерная эмоциональность родителей или хотя бы одного из них; · стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с дос­тижениями других детей; · авторитарный стиль воспитания в семье; · гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам

  • Слайд 37

    Психологические особенности тревожного ребенка

    Личностная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативная сфера Поведение Заниженная самооценка Чувствительность к неудачам (их боязнь) Зависимость от оценок и мнений Неустойчивость эмоций Аффективные реакции: агрессия, гиперактивность, чрезмерная подвижность или пассивность Трудность в установлении контакта Частые обращения к взрослому за поддержкой и одобрением Неуверенность Сверхпослушание-негативизм Склонность к вредным привычкам Скован и заторможен в движениях

  • Слайд 38

    Рекомендации в работе с тревожными детьми

    Не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера; не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе, хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники); использовать в работе с тревожными детьми материалы, уже знакомые им; закрепить за ребенком постоянное место за партой; попросить ребенка быть помощником учителю, если ученик не отходит от него ни на шаг.  

  • Слайд 39

    Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

    1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость. 2. Не сравнивайте ребенка с окружающими. 3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. 6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. 7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. 8. Будьте последовательны в воспитании ребенка. 9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. 10. Используйте наказание лишь в крайних случаях. 11. Не унижайте ребенка, наказывая его.  

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Факторы формирования

    Биологические Социально-психологические Органическое поражение Психотравмирующая ситуация в детстве Эмоциональная холодность матери Неприятие и отвержение ребенка

  • Слайд 42

    Психофизиологические особенности проявления

    Эмоциональная сфера Однообразие и обедненность эмоций Слабость или искаженность эмоц. реакций Боязнь нового Многочисленные неадекватные страхи Социальное поведение и общение Стремится к ритуалам Своеобразие зрительного поведения Не реагирует на обращенную к нему речь Когнитивная сфера Нарушение целостности восприятия Зрительное восприятие фрагментарно (лучше воспринимает удаленные объекты) Двигательная сфера Моторная неловкость Нескоординированность произвольных движений Бедность и однообразие мимики

  • Слайд 43

    Речь и коммуникация Свойственно отставание в развитии речи Говорит о себе в третьем лице Редко обращается с вопросами к взрослому, отвечает же односложно или вообще молчит В автономной речи использует сложные слова и речевые обороты Избирательное отношение к словам Ему хорошо в одиночестве Не умеет общаться с детьми С мамой различен (симбиоз – негативизм – безразличие)

  • Слайд 44

    Главная задача педагога Вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для педагога часто должно быть более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Если ребенок будет видеть план своих действий, он станет более спокойным. Осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

  • Слайд 45
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке