Презентация на тему "Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено"

Презентация: Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 13 слайдов. Также представлены другие презентации по психологии. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Исследование межличностных отношений. Социометрическая методика Д.Л. Морено
    Слайд 1

    Исследование межличностных отношений

    социометрия «А ведь социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке» Социолог проф. В.В. Щербина Педагог-психолог МОУ «Лицей №5 Народная.Н.Ю

  • Слайд 2

    Краткая справка Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая1889 — 14 мая1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель триединой системы: психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.  В 1957г. – выпуск журнала «Социометрия». Издается книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе». В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. С 1960г. в СССР социометрические исследования становятся известны психологам и социологам. Открываются ведущие отечественные школы в Минске (Я.Л. Коломинский), в Ленинграде (И.П. Волков), в Эстонии (Ю.Орн). В основном исследователи применяли вариации классической социометрической анкеты.

  • Слайд 3

    «Классическая социометрия» Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Методика включает в себя: изучение измерение метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах Этапы исследования: Опрос Анализ данных Заполнение социометрической матрицы Построение социограммы

  • Слайд 4

    Задачи: обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач Возраст - обследованию может подвергаться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые решает исследование и особенностей (возрастных и профессиональных), формируется критерии социометрического выбора измерение степени сплоченности – разобщенности в группе выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (лидеры, звезды, отвергнутые) Социометрический тест

  • Слайд 5

    Критерий – это вид деятельности для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста По содержанию критерии могут быть Формальные – с помощью которых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа Неформальные – служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, несвязанных с совместной деятельностью После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев Возможны 3 основных способа выбора критериев: количество выборов ограничивается (3-5) разрешается полная свобода выбора испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия

  • Слайд 6

    Примерный бланк соц.опроса

  • Слайд 7

    Бланк соц.опроса Переходя в другую школу кого ты возьмешь с собой из своего класса? Почему? 2. Если в классе надо уменьшить количество учеников (вместо 24-20) кого ты переведешь в другой класс? Почему?

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Результаты социометрического исследования: Лидеры - 5 - (5-7 положительных выборов) Изолированные – 2- (выборов- 0 ) Предпочитаемые - 7 - (3-4 выбора) Пренебрегаемые - 4 - (1-2выбора) Конфликтные, раздражающие - 6 - ( 4-7 - отрицательных выборов)

  • Слайд 10

    Комплексный анализ данных Первичный анализ (заполнение социометрической матрицы) Построение социограммы Систему социометрических статусов группы Социометрическую структуру Систему взаимных выборов и отвержений Взаимоотношения между различными статусными категориями Статусно - психологическое благополучие членов группы Ценностное влияние выявляет:

  • Слайд 11

    Социометрическая методика для старшей группы детского сада От того как складываются отношения дошкольников в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития Методики, соответствующие возрастным особенностям дошкольников 5-7 лет: 1) Капитан корабля Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

  • Слайд 12

    2) Два домика Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

  • Слайд 13

    3) Метод вербальных выборов Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие вопросы: 1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь? 2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? 3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет? Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его социометрический статус. Статусы: • популярные («звезды») – более четырех положительных выборов, • предпочитаемые – один-два положительных выбора, • игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных • отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.