Содержание
-
Исследование межличностных отношений
социометрия «А ведь социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке» Социолог проф. В.В. Щербина Педагог-психолог МОУ «Лицей №5 Народная.Н.Ю
-
Краткая справка Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая1889 — 14 мая1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель триединой системы: психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. В 1957г. – выпуск журнала «Социометрия». Издается книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе». В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. С 1960г. в СССР социометрические исследования становятся известны психологам и социологам. Открываются ведущие отечественные школы в Минске (Я.Л. Коломинский), в Ленинграде (И.П. Волков), в Эстонии (Ю.Орн). В основном исследователи применяли вариации классической социометрической анкеты.
-
«Классическая социометрия» Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Методика включает в себя: изучение измерение метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах Этапы исследования: Опрос Анализ данных Заполнение социометрической матрицы Построение социограммы
-
Задачи: обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач Возраст - обследованию может подвергаться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые решает исследование и особенностей (возрастных и профессиональных), формируется критерии социометрического выбора измерение степени сплоченности – разобщенности в группе выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (лидеры, звезды, отвергнутые) Социометрический тест
-
Критерий – это вид деятельности для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста По содержанию критерии могут быть Формальные – с помощью которых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа Неформальные – служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, несвязанных с совместной деятельностью После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев Возможны 3 основных способа выбора критериев: количество выборов ограничивается (3-5) разрешается полная свобода выбора испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия
-
Примерный бланк соц.опроса
-
Бланк соц.опроса Переходя в другую школу кого ты возьмешь с собой из своего класса? Почему? 2. Если в классе надо уменьшить количество учеников (вместо 24-20) кого ты переведешь в другой класс? Почему?
-
-
Результаты социометрического исследования: Лидеры - 5 - (5-7 положительных выборов) Изолированные – 2- (выборов- 0 ) Предпочитаемые - 7 - (3-4 выбора) Пренебрегаемые - 4 - (1-2выбора) Конфликтные, раздражающие - 6 - ( 4-7 - отрицательных выборов)
-
Комплексный анализ данных Первичный анализ (заполнение социометрической матрицы) Построение социограммы Систему социометрических статусов группы Социометрическую структуру Систему взаимных выборов и отвержений Взаимоотношения между различными статусными категориями Статусно - психологическое благополучие членов группы Ценностное влияние выявляет:
-
Социометрическая методика для старшей группы детского сада От того как складываются отношения дошкольников в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития Методики, соответствующие возрастным особенностям дошкольников 5-7 лет: 1) Капитан корабля Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
-
2) Два домика Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
-
3) Метод вербальных выборов Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие вопросы: 1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь? 2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? 3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет? Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его социометрический статус. Статусы: • популярные («звезды») – более четырех положительных выборов, • предпочитаемые – один-два положительных выбора, • игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных • отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.