Презентация на тему "Методология и методы научного исследования"

Презентация: Методология и методы научного исследования
Включить эффекты
1 из 49
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Методология и методы научного исследования" по психологии. Состоит из 49 слайдов. Размер файла 0.31 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Методология и методы научного исследования
    Слайд 1

    МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Преподаватель: Ольга Ивановна Ключко профессор общеинститутской кафедры психологии образования

  • Слайд 2

    Методология как наука о методе.

    Лекция 1. Понятие о науке как форме познания. Специфика научного знания. 3. Логика и этапы исследования. 4. Методологический аппарат исследования

  • Слайд 3

    Что изучается?

    Научно-исследовательская деятельность – это конструирование собственной картины мира, отражающей систему ценностей человека, опосредованное научными методами познания

  • Слайд 4

    Формы и виды познания

    Религиозно-мистическое Мифологическое Обыденное (бытовое, житейское, повседневное) Художественное Чувственное (сенсорное) Рациональное Философское Научно-объективное теоретическое Научно-объективное эмпирическое

  • Слайд 5

    Определения науки

    Наука - это особый вид деятельности человека, главной целью которой является получение нового знания. Наука – это система категорий (категориальная сетка). Наука – это процесс и результат формирования объективной картины мира. Каждое из научных направлений (наук) можно считать проекцией этого мира на одну из плоскостей познания. Отдельная наука - это описание реального мира, получаемое с помощью определенных методов и формулируемое на определенном языке.

  • Слайд 6

    Предназначение науки

    Формирование объективной картины мира, позволяющей прогнозировать развитие событий и управлять им.

  • Слайд 7

    Основные критерии объективности научного познания

    Воспроизводимостьи повторяемость результата научного исследования, Верифицированность, т.е. проверяемость научного факта, закономерности, концепции, Логичность, обоснованность, доказуемость результатов, Соответствие практике.

  • Слайд 8

    Естественные и гуманитарные науки

    В естественных науках основная задача – формирование объективной картины мира. Основные методы в естественнонаучных дисциплинах связаны с установлением и подтверждением объективности факта: эксперимент, измерение, выявление закономерности, выведение формулы. В гуманитарных науках в качестве одной из основных задач ставится не столько задача установления объективности того или иного факта, сколько задача установления его значимости для человеческой культуры. В гуманитарных науках важными методами является логика, моделирование, оценочное суждение.

  • Слайд 9

    Научные принципы

    Принцип детерминизма отражает связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие). Принцип соответствия отражает преемственность науки: теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области физических явлений, с возникновением новых более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области и становятся частным случаем новых теорий Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено. Принцип дополнительности: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. (Возник как результат осознания, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения) Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью.

  • Слайд 10

    Что такое методология?

    Учение о методах и возможностях их применения; Методология познания – учение о возможностях и путях (принципах и подходах) познания; Методология науки – изучает средства, методы и приемы исследования, с помощью которых приобретается новое знание в науке. Методология научного исследования как часть общей методологии познания, рассматривает наиболее существенные особенности и признаки методов исследования.

  • Слайд 11

    Что есть метод?

    Метод- (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. С.Л. Рубинштейн: Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки. Метод- это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

  • Слайд 12

    Уровни научного познания (уровни методологии)

    Философский уровень: диалектика, метафизика, онтология, гносеология, аксиология и др. Общенаучный уровень : генетический, структурный, эксперимент, моделирование, математические методы и пр.. Частно-научный уровень (дисциплинарные методы): например, психодиагностические тесты. Методы междисциплинарного исследования.

  • Слайд 13

    Методы познания

     Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.    Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.    Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.    Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

  • Слайд 14

    Научные методы

       Научным исследованием широко используются общенаучные методы исследования: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; идеализация; классификация; системный подход. Среди научных методов теоретического исследования выделяют: формализацию; аксиоматический метод; гипотетико-дедуктивный метод.  

  • Слайд 15

    Сравнительная характеристика двух эпох развития науки(Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010)

  • Слайд 16

    ВОЗМОЖНЫЕ УРОВНИ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

    Методология научного исследования как такового Методология конкретной научной области Методика отдельного научного исследования: Технологии теоретического анализа и систематизации данных Методика осуществления эмпирического исследования Методика описания научного исследования (и процесса и результата) Технологии доклада

  • Слайд 17

    Технологии теоретического анализа и систематизации данных:

    технологии аналитического обзора ( в старых вариантах - обзора литературы) технологии анализа проблемы на основе отраженных в литературе мнений и фактов правила встраивания отдельных проблем и аспектов в смысловое поле науки технологии систематизации и алгоритмизации

  • Слайд 18

    Методика осуществления эмпирического исследования:

    технологии организации эксперимента технологии сбора эмпирических данных технологии сбора материалов для анализа, интерпретации и систематизации технологии анализа результатов технологии интерпретации данных и выводов

  • Слайд 19

    Методика описания научного исследования (и процесса и результата):

    технологии описания простых и сложных проблем онтологизация области знания стили, синтаксис и семантика описания технологии формулировки отдельных моментов – актуальности, цели, задачи, гипотезы, положений, выводов технологии оформления технологии рефлексии (проверки правильности) результата

  • Слайд 20

    Технологии доклада:

    отбор сообщаемого материала объем материала алгоритм изложения оформление

  • Слайд 21

    Что такое научная проблема?

    Проблемная ситуация - момент, когда существующее научное знание, его уровень и понятийный аппарат оказываются недостаточными для решения новых задач познания. Научная проблема - осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития. Существенный признак проблемы: ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам.

  • Слайд 22

    Условия возникновения научных проблем

    противоречие между достигнутым объемом, и уровнем научного знания и необходимостью решения новых познавательных задач, открытие новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних представлений, т.е. когда ни одна из признанных гипотез, законов или теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты, в переломные периоды развития науки, когда новые теории и подходы заставляют пересматривать весь арсенал существующих теоретических представлений и методов, потребности практики и общественного развития в целом.

  • Слайд 23

    Факторы, оказывающие влияние на выбор и решение научной проблемы

    Объективные: уровень развитие науки, наличие соответствующего метода и технического оснащения, материальные ресурсы, запрос и пр. Субъективные: интерес ученого к исследуемой проблеме, сплоченность коллектива исследователей, оригинальность замысла, эстетическое и нравственное удовлетворение, которое испытывает исследователь при ее выборе и решении.

  • Слайд 24

    Парадигма – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени

    «..такие ситуации есть изменение так называемых парадигм, а сами научные революции — есть переход от нормального состояния науки к аномалиям…» Томас Кун «Структура научных революций»

  • Слайд 25

    Разработка и решение научных проблем

    1. Обсуждение новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий, уточнение и формулировка проблемы. 2. Предварительный анализ и оценка идей и методов решения проблемы, сравнительная оценка различных гипотез, степени их эмпирической и теоретической обоснованности. 3. Определение типа решения проблемы, цели, которая преследуется решением, связи с другими проблемами, возможности контроля решения. 4. Предварительное описание и интерпретация проблемы. 5. Проверка выбранной гипотезы.

  • Слайд 26

    Виды научных проблем

    Научные проблемы могут быть разделены на два больших класса : Онтологические (фундаментальные) - ставят ли они своей задачей раскрытие новых свойств, отношений и закономерностей объективного мира Гносеологические - осуществляют анализ путей, средств и способов познания.

  • Слайд 27

    Цели исследования

    Сравнительные Выявить общее и особенное в сравнении  и . Провести сравнительный анализ подходов (концепций, теорий, точек зрения, позиций, ситуаций, отношений и т.д.).

  • Слайд 28

    Аналитические (описательные) Проанализировать явление , показать его структуру и сущность. Составить список характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) . Изучить способность  к . Выявить компоненты . Вычленить  составляющую в  явлении по всем параметрам. Описать явление .

  • Слайд 29

    Задачи связи и отношения Найти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и т.д.) между . Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления, получения . Показать связь между  и . Определить соотношение  и . Определить характер связи (связей) между  и . Определить специфику связей между  и .

  • Слайд 30

    Индуктивные (обобщения) Вывести формулу на основании эмпирических данных. Сформулировать закономерность, описывающую ряд известных фактов. Классификационные Классифицировать  по признакам . Найти основания классификации . Технологические Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.) .

  • Слайд 31

    Причинно-следственные (как частный случай предыдущего) Выявить факторы, влияющие на . Выявить условия/препятствия к осуществлению (реализации, развитию, проявлению) . Изучить динамику уровня  в зависимости от . Выявить причины возникновения .

  • Слайд 32

    Оценочные Обосновать/определить эффективность  в условиях . Обосновать бόльшую эффективность , чем , для , по сравнению с . Обосновать необходимость (или необязательность)  для . Оценить продукт (результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надежно, научно и т.д.). Выявить (показать) роль  в .

  • Слайд 33

    Алгоритмические Построить алгоритм . Написать программу . Разработать алгоритм для измерения (получения, выявления, сравнения, создания и т.д.) . Разработать технологический этап (операцию) для  в соответствии с требованиями исходного алгоритма.

  • Слайд 34

    Системные Проранжировать (расставить приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность . Выявить сочетание факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат. Построить модель . Описать явление  как систему. Создать систему (знаний, приемов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.

  • Слайд 35

    Цели исследования - дедуктивные

    Восстановить недостающее звено в общей картине, определяемой известными закономерностями (задача Шерлока Холмса т.д.). Апробировать известную формулу (правило, закономерность, прибор, алгоритм) на материале  (или в ситуации ). Обосновать необходимость  для . Исследовать формы проявления  в ситуации . Применить классификацию  к . Модифицировать известный алгоритм (тест, прибор, правило) для . Исследовать уровень и характер проявления  в различных аспектах. Изучить степень проявления . Описать проявление  в условиях . Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение закономерности  в . Опознать объект . Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность  к соответствующему классу. Распознать видоизмененные и искаженные объекты (животных, явлений, текстов и т.д) как принадлежащие к определенному роду, виду, парадигме.

  • Слайд 36

    Что такое гипотеза?

    предположение, догадка или предсказание, основывающиеся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще всего — на том и другом одновременно. предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследования.

  • Слайд 37

    Требования к гипотезам

    1. Критерий эмпирической проверяемости. Верификация. 2. Критерий опровержимости или фальсифицируемости - принципиальная возможность опровержения гипотез и теоретических систем. «...Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна быть взята, — писал он, — в качестве критерия демаркации научных гипотез и теорий от ненаучных». К.Поппер 3. Теоретическое и логическое обоснование гипотезы. 4. Информативность гипотезы – объясняющая и предсказательная способность.

  • Слайд 38

    Формулировки гипотез

    Сравнительные:  и  имеют сходство по следующим признакам: .  и  отличаются по признакам: . Аналитические:  имеет следующую структуру: . Наиболее важными (значимыми для…) показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.)  являются .  устроено так .

  • Слайд 39

    Дедуктивные: Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что он близко знаком с философией . Характерной особенностью поведения подростка начала 21 века является . Наблюдаемый феномен  является частным случаем .  не является . Специфика проявления  в  заключается в .  представляет собой частный случай 

  • Слайд 40

    Классификационные: Изучаемые явления имеют следующую типологию: . Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): . Основанием для классификации данных явлений служит .

  • Слайд 41

    Задачи связи и отношения:  связано (связан, связаны, связана) с . Влияние  на  опосредовано  (происходит через ).  влияет на  таким образом:  (вариант:  зависит от ). Некоторые  имеют (не имеют) отношение к .

  • Слайд 42

    Причинно-следственные (как частный случай предыдущего): Если применить  и , то получим .  поведение  является следствием влияния . Замена  на  приведет к .  влияет на .  обусловлено действием .  и  детерминирует . Влияние  на  происходит опосредованно, через фактор .

  • Слайд 43

    Оценочные: Использование формулы  вместо формулы  в решении задачи  позволит повысить эффективность (точность) решения. Использование прибора  вместо прибора  для измерения  в условиях  позволит точнее предсказывать . Данное описание более полное (интересное, эмоциональное, глубокое, актуальное, надежное, научное и т.д.), чем   должно (не должно) быть  (или не ).  эффективно для  в условиях . Преимущество  перед  состоит в том, что .

  • Слайд 44

    Алгоритмические: Последовательность операций должна строиться так: . Программа обработки данных  должна включать в себя . Есть необходимость изменить алгоритм так: . Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой операции (действия, средства)  позволит изменить результат в требуемую сторону.

  • Слайд 45

    Технологические: Для получения требуемого результата  использовать лучше, чем . Технология  может строиться так: . Технология  должна включать в себя  (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операцию и т.д.). Технология  не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).

  • Слайд 46

    Системные: Структурными единицами (составными частями)  являются .  будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении . Иерархия элементов (связей) системы будет следующей . Системообразующим элементом в изучаемом явлении будет .

  • Слайд 47

    Индуктивные (обобщения): Механизм (принцип действия)  устроен так: . Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность . На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать, что  (это м.б. формула, правило, закон, определение). Все  являются .

  • Слайд 48

    Задание для самостоятельной работы

    Проанализировать три исследования разного типа в области педагогики и психологии. Вычленить научные гипотезы. Определить их тип. Определить, соответствуют ли они требованиям к научным гипотезам. Опишите исследование и определите, доказаны ли данные гипотезы.

  • Слайд 49

    Тема: Тьюторскоесопровождение детей старшего школьного возраста

    Проблема: каким должно быть тьюторское сопровождение детей старшего школьного возраста на этапе подготовки к итоговой аттестации? Цель: написать программу тьюторского сопровождения детей старшего школьного возраста на этапе подготовки к итоговой аттестации.Задачи: раскрыть сущность тьюторского сопровождения; показать возможности тьюторского сопровождения старшеклассников как средство повышения качества образования; определить методы и приемы тьюторского сопровождения старшеклассников на этапе на этапе подготовки к итоговой аттестации.  разработать программу тьюторского сопровождения...Гипотеза:тьюторское сопровождение старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации положительно влияет на качество образования и результаты аттестации.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке