Содержание
-
Тема занятия - Методы исследования в зоопсихологии
-
Основные методы исследования
Наблюдение эксперимент - тщательная последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека) - активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта (животных и человека)
-
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Объективность; Систематичность; Точность фиксации данных; Обеспечение естественного поведения животного в ситуации наблюдения.
-
Основные принципы метода эксперимента
контролируемость условий и поведения испытуемого; наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации получаемых данных; возможность повторения эксперимента с этим же и другими животными, а также другими исследователями; объективность.
-
-
Использование современных технологий в изучении поведения животных
-
Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований
Метод «лабиринта» Метод дифференцировочной дрессировки метод «выбора на образец» Метод «проблемной клетки» (ящика) Метод употребления орудий Метод открытого поля Анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами
-
Метод «лабиринта»позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), так и вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и др.
Лабиринты, в которых Э. Толмен исследовал формирование «мысленных карт» у животных. В - крысу обучили при помещении в точку старта (с) находить корм (К). Постепенно у нее сформировался «мысленный план» лабиринта. После того как убрали перегородку (П), она стала бегать по более короткому пути, который обозначен пунктирной линией.
-
Дифференцировочная дрессировканаправлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков
Отождествление обезьяной шимпанзе предметов по величине, цвету, форме Метод «выбора на образец» опыты Н.Н. Ладыгиной-Котс
-
Схема экспериментов по формированию обобщения признака «больше, чем». А - схема опыта; Б — примеры множеств, предъявляемых в тесте. В парах множеств для сравнения 1 и 2 показаны стимулы, у которых суммарная площадь большего множества больше (первая сверху пара карточек) или меньше (вторая сверху пара), чем меньшего; 3 - пример двух сходных множеств -24/25, которые некоторые птицы успешно различали (Зорина, Смирнова, 1995; 1996)
-
Метод "проблемной клетки" (ящика)
Открывание макаком запоров, замыкающих дверцы «проблемной» клетки с заключенной в ней приманкой Кривая ускорения отмыкания механизмов крюков (опыты Н.Н. Ладыгиной-Котс)
-
Метод употребления орудий применяется при решении задач с помощью посторонних предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным и целевым объектом -приближение приманок палками или веревками, составление пирамид из ящиков и т.д.
-
Метод открытого поля заключается в предоставлении животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами (предметами, убежищами и т.д.).
Постройка пирамиды: слева - капуцином (опыты Биренс-де-Гана), справа - высшей обезьяной-шимпанзе (опыты в лаборатории И.П. Павлова)
-
Анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности человека. Дельфин, играющий кольцом. Фото Л.В. Крушинского Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка, звукозапись и другие средства фиксации поведения животных.
-
Принципы изучения психической активности животных по Владимиру Александровичу Вагнеру
субъективный (-) состоит в измерении психики животных масштабом психики человека; биологический (+)состоит в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней; филогенетический (+) состоит в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира; онтогенетический (+) состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни; биогенетический (+)состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.