Содержание
-
Мониторинг и пути социальной адаптации выпускников
Педагог-психолог Семенова Н.В Тверь 2013
-
Адаптация (adaptation)это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.
Адаптация имеет определенную структуру, включающую ряд уровней: психо-физиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация.
-
Социально-психологическая адаптация - это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
-
Под адаптацией выпускников следует понимать не столько пассивное приспособление обучающихся к рыночным условиям, сколько активную реакцию на изменяющиеся события, демонстрацию собственных личностных установок, отражающихся в ценностных ориентациях и адаптационных стратегиях.
-
-
Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа, каждый из которых имеет определенные цели, называемые задачами социализации. 1. Оценка уровня подготовленности новичка - необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с коллективом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д. Новый сотрудник получает информацию об организации, работе и о том, насколько его собственные умения, способности, потребности и ценности соответствуют требованиям и возможностям данной организации.
-
2.Ориентация- практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Новый сотрудник изучает новые производственные задачи, его включают в рабочий коллектив (группу), он определяет собственную роль внутри рабочего коллектива и разрешает любые конфликты, возникшие из-за того, что является членом данного коллектива (межгрупповой конфликт) и всей организации (конфликт с внешним миром).
-
3.Действенная адаптация - состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
-
4. Функционирование или этап приспособления и принятия -завершает процесс адаптации, характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Новый сотрудник осваивает свои производственные задачи и роли и удовлетворительно приспосабливается к рабочей группе и культуре организации. С этого момента новичок становится полноправным членом организации.
-
Успешная социально-профессиональная адаптация на новом рабочем месте не может рассматриваться самостоятельно без учета проблем, с которыми выпускник сталкивается в самостоятельной жизни, и зависит от решения взаимосвязанных задач, ряд из которых должен быть решен еще до прихода выпускника на работу. 1. Необходимо создание опережающей социальной сети поддержки выпускника, куда войдет взрослый, к которому выпускник может обратиться с вопросами, возникающими в ходе работы. Коллектив предприятия/организации должен быть подготовлен к появлению выпускника. Для этого можно провести небольшую беседу с сотрудниками, объяснив какие возможны сложности или непонимание в общении и поведении, как его поддержать и помочь быстрее адаптироваться и т.п.
-
2. Желательно, чтобы выпускник проходил производственную практику на том предприятии, куда он потом придет трудоустраиваться при условии, что результаты практики были положительными. 3. Новому работнику необходимо знать законы и уметь пользоваться ими; понимать содержание требований должностной инструкции и знать последствия за ее невыполнение и т.п. Практика показывает, что прочтение инструкции или выслушивание задания еще не означает понимания ее/его содержания и то, что и как реально надо делать. Во многом здесь может помочь наставник
-
4. В первые же дни обеспечивается знакомство с принятыми в организации ценностями и нормами поведения. Сюда включаются вопросы режима работы, правила внутреннего трудового распорядка, порядок оформления больничных и т.п. 5. Выпускник знакомится с социальным пакетом (если он есть); ему объясняют когда, где и как он будет получать заработную плату, от чего она зависит. 6. С первого же дня на предприятии новичку назначается наставник. 7. Организовывается обучение необходимым для работы навыкам . 8. Вопросы дисциплины решаются не только через внешний контроль, но и через формирование внутреннего контроля выпускника.
-
Основными факторами, препятствующими трудоустройству молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда, являются: - несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, структуры потребностей и выпуска специалистов; - недостаточная обоснованность среднесрочных и долгосрочных прогнозов специалистов; - отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпускников, недостаточные знания и отсутствие опыта работы на компьютере; - превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере с установкой на высокую заработную плату; - низкий уровень оплаты труда и отсутствие в большинстве организаций социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем); - недостаточная информированность выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.
-
Рекомендации для успешной социальной адаптации выпускников:
Проводить индивидуальные и групповые занятия, тренинги и консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Вести профориентационную работу по выявлению способностей студентов, интересов, формированию адекватной самооценки, ценностных ориентаций, жизненных перспектив и пр.
-
Консультировать:-родителей и классных руководителей по социальной адаптации студентов;-лиц, привлекаемых к сотрудничеству с ОУ по вопросам социальной адаптаци
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.