Презентация на тему "Память, обучение"

Презентация: Память, обучение
Включить эффекты
1 из 78
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Память, обучение" по психологии. Состоит из 78 слайдов. Размер файла 0.21 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Память, обучение
    Слайд 1

    Память

    Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

  • Слайд 2

    Память позволяет: 1) использовать повторно прошлый жизненный опыт; 2) осуществляет связь времен; 3) обеспечивает развитие индивидуума и его обучение.

  • Слайд 3

    Формы биологической памяти.

    1) Генетическая память Носитель - нуклеиновые кислоты ( Пример иммунологическая память). Вследствие мутации этот вид памяти изменяется

  • Слайд 4

    2)Психонервная память. Свойство нервной системы сохранять следы бывших воздействий. Обеспечивает обучение и психические процессы. В основе ее лежит формирование временных связей и их использование в нужный момент.

  • Слайд 5

    Энграммы памяти

    – структурно-функциональные изменения, возникающие при обучении.

  • Слайд 6

    Классификация психонервной памяти.

    1) По времени хранения. 2) По способу восприятия информации. 3) По проявлениям.

  • Слайд 7

    I.По времени хранения информации различают:

    1) Сенсорный отпечаток – до 500 мс. удерживается точная и полная картина, воспринимаемая органами чувств, т. е. запоминается образ предмета. Емкость ограничена 3 – 5 элементами.

  • Слайд 8

    Механизм:

    последействие в периферических и центральных звеньях сенсорных систем, связанные с действием раздражителей.

  • Слайд 9

    2) Кратковременная память

    – удерживает частичную информацию о раздражителе. Емкость ее невелика = 7 ± 2 элемента. Длительность хранения информации от 5 до 60 секунд.. Содержание кратковременной памяти либо угасает, либо стирается новой информацией, либо переходит в долговременную.

  • Слайд 10

    Механизм кратковременной памяти

    циркуляция импульсов по замкнутым нейронным сетям: реверберация импульсов 1)межполушарная, 2)таламо - кортикальная, 3)в лобных долях)

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    3) Долговременная память

    удерживает большой объем информации. Все, что удерживается в памяти более 1 минуты переводится в долговременную, где хранится часами, годами. Долговременная память является основным звеном в организации целенаправленного поведения.

  • Слайд 13

    Этапы долговременной памяти:

    1) запоминание; 2) хранение; 3) извлечение.

  • Слайд 14

    Механизм памяти. Запоминание.

    Для произвольного запоминанияинформации важно: внимание, сознательное состояние. Процесс зависит от активности ретикулярной формации. Существует непроизвольное запоминание (подсознательное).

  • Слайд 15

    Запоминание осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокампа.

  • Слайд 16

    Виды запоминания

    1) процедурное – связано с запоминанием того, как надо действовать. 2) декларативное – запоминание основ действий. Это познавательные процессы, связанные с осознанием действий.

  • Слайд 17

    Приемы запоминания.

    1) Лучше запоминается материал, логически связанный с ранее известным. 2) Ассоциативный способ. 3) Эмоциональный фон. 4) Осознание необходимости и важности запоминаемой информации.

  • Слайд 18

    Хранение информации. Механизм долговременной памяти.

    Ее основой являются структурные изменения в нейронах.

  • Слайд 19

    I. Нейромедиаторный механизм.

    1) В центральных синапсах увеличивается количество холинорецепторов за счет их синтеза или активации спящих. 2) Повышается чувствительность ранее работавших рецепторов.

  • Слайд 20

    3) Снижается порог возбудимости нейронов. 4) Увеличивается квантовая секреция медиатора.

  • Слайд 21

    Действие медиаторов при запоминании информации.

  • Слайд 22

    Серотонин – ускоряет обучение и удлиняет сохранение навыков при положительном эмоциональном подкреплении (например, пищевом). Норадреналин ускоряет обучение при отрицательном эмоциональном подкреплении ( например, болевом).

  • Слайд 23

    Роль нейропептидов

    Нейропептиды могут находиться в пресинаптических терминалях вместе с медиатором. Например, вместе с норадреналином часто выделяется нейропептид У, опиоидные пептиды, соматостатин.

  • Слайд 24

    Пептид – спутник повышает сродство постсинаптического рецептора к основному медиатору. Модулируют синаптическую передачу.

  • Слайд 25

    II. Молекулярные механизмы памяти.

    1) При обучении и запоминании происходит синтез новых молекул белка, хранящих информацию. 2) Обновляется рецепторный белок.

  • Слайд 26

    3) При обучении в синапсе выделяется много Са2+, он активирует Са – зависимые протеинкиназы, они расщепляют белок, маскирующий неактивные белковые глутаматрецепторы.

  • Слайд 27

    Они обеспечивают состояние повышенной проводимости синапсов. 4. Существуют и иммунологические механизмы памяти.

  • Слайд 28

    Извлечение информации.

    Особую роль играют височные доли. Их раздражение вызывает воспоминания, поражение – ретроградную амнезию.

  • Слайд 29

    Извлечение информации может быть в виде: 1)реминисценции - феномен в виде непроизвольного воспоминания без осознания того, что и когда было запечатлено; 2)персеверация– чрезмерно стойкие воспоминания. Появляются помимо воли. Могут носить навязчивый характер; 3)произвольное воспоминание.

  • Слайд 30

    Роль эмоций в извлечении информации.

    Активация симпатоадреналовой системы улучшает воспоминание. Но при стрессе возникает истерическая амнезия.

  • Слайд 31

    Возрастные особенности памяти.

    3 – 4 месяца – образная память. 2 – 3 года – образная и начало словеснологической. 3 – 4 года – активация словеснологической. 20 – 45 лет максимальная память. Старость: 1) ухудшение запоминания нового; 2) улучшение воспоминания старого.

  • Слайд 32

    В формировании памяти принимают участие следующие структур головного мозга:

  • Слайд 33

    1) Неспецифические структуры: РФ ствола мозга, гипоталамус, ассоциативные ядра таламуса, гиппокамп, лобная кора. 2) Специфические структуры: различные отделы коры больших полушарий, за исключением лобной.

  • Слайд 34

    II. По способу восприятия информации различают память:

    1) зрительную; 2) слуховую; 3) моторную; 4) комбинированную. Т.е. классификация основана на анализаторе, участвующем в восприятии информации.

  • Слайд 35

    III. По проявлениям память бывает:

    1) образная; 2) эмоциональная; 3) словесно-логическая.

  • Слайд 36

    Обучение. Принципы обучения.

  • Слайд 37

    Обучение – процесс приобретения знаний через запоминание последовательности своих действий. В итоге формируются программы поведения: 1) жесткие программы обеспечивают стандартность поведения в виде динамического стереотипа; 2) вероятные программы лежат в основе познавательной деятельности и обучения.

  • Слайд 38

    Обучение может быть по типу:

    1) выработки условного рефлекса; 2) инструментальное обучение. Проводится с использованием наград или наказаний.

  • Слайд 39

    Способы обучения.

    1) Метод проб и ошибок – запоминаются действия, приведшие к благоприятному результату. 2) Закон эффекта – выбирается поведение, которое приносит успех. Например, плач ребенка может использоваться для достижения любых целей.

  • Слайд 40

    Этапы обучения

    Игра → имитация действий другихлюдей → познавательная деятельность (интеллектуальное обучение).

  • Слайд 41

    Приемы, ускоряющие обучение.

    Это различные виды подкрепления, используемые в процессе обучения. 1) Отрицательное подкрепление. Должно быть соразмерно вине. При этом необходимо учитывать личность. Но постоянное применение не прогрессивно. 2) Положительное подкрепление. При частом использовании вырабатывается завышенная самооценка. Лучше использовать оба этих приема.

  • Слайд 42

    Факторы, влияющие на эффективность обучения.

    1) Свойства нервной системы, скорость образования связей долговременной памяти. 2) Быстрообучающиеся должны иметь более высокий темп обучения. 3) Характер подкрепления будет эффективен, если выбран с учетом и индивидуальных особенностей личности.

  • Слайд 43

    Типы высшей нервной деятельности

  • Слайд 44

    Тип ВНД

    – это совокупность врожденных (генотипических) и приобретенных ( фенотипических) свойств нервной системы, благодаря которым формулируется тип поведения. Существует несколько классификаций типов ВНД.

  • Слайд 45

    I.Классификация И. П. Павлова

    Он положил в основу классификации свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу нервных процессов, т. е. работоспособность корковых клеток. Определяется длительностью нервного напряжения, связанного с возбуждением или торможением. б) уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.

  • Слайд 46

    в) подвижность нервных процессов

    – способность корковых клеток по требованию обстоятельств давать преимущество одного процесса перед другим, или способность к быстрой смене одного процесса другим.

  • Слайд 47

    Сила Уравно- вешенность Подвижность Сильный Слабый уравновешенный неуравновешенный подвижный инертный живой спокойный безудержный слабый Психологическая характеристика

  • Слайд 48

    II.Классификация типов по возбудимости и впечатлительности.

    Эту классификацию дал еще Гиппократ (460 – 377г. до н. э.). Классификация темпераментов основывалась на преобладании различных жидкостей тела.

  • Слайд 49

    Согласно Гиппократу выделяют 4 темперамента: - сангвинический (горячая кровь); - холерический (желчь); - флегматический (слизь); - меланхолический (черная желчь).

  • Слайд 50

    Классификация по Павлову коррелирует с классификацией темпераментов по Гиппократу: - сангвиник – живой тип; - холерик – безудержный; - флегматик – спокойный; - меланхолик – слабый.

  • Слайд 51

    Характеристика личности по возбудимости и впечатлительности.

  • Слайд 52

    1) Сангвиник – доминирует «центр удовольствия». Характеризуется высокой возбудимостью, живой реакцией на изменения обстоятельств. Сохраняет уравновешенность в трудных ситуациях.

  • Слайд 53

    2) Холерик – доминирует «центр нетерпения». Характеризуется повышенной возбудимостью, даже нервозностью, очень эмоционален, бурно реагирует на воздействия.

  • Слайд 54

    3) Флегматик – доминирует «центр терпения». Характеризуется высокой возбудимостью, но человек с трудом меняет деятельность, эмоции погашены.

  • Слайд 55

    4) Меланхолик – доминирует «центр уныния». Возбудимость слабая. Характерна быстрая истощаемость процессов возбуждения и торможения. Впечатлительность повышена, эмоционален, преобладают отрицательные эмоции.

  • Слайд 56

    Характеристика поведенческих реакций.

    1) Холерик – высокая 2) Сангвиник – общителен, контактен, целеустремлен. потребность деятельности, целеустремленность, но интересы часто меняются.

  • Слайд 57

    3) Флегматик – замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и работоспособность.

  • Слайд 58

    4) Меланхолик – трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязлив, высокая утомляемость. При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение.

  • Слайд 59

    Особенности ВНД человека.

    Классификация темпераментов Гиппократа и классификация типов ВНД и И.П. Павлова являются общими и для животных и для человека.

  • Слайд 60

    Особенностью ВНД человека является наличие II сигнальной системы.

  • Слайд 61

    Первая сигнальная система организма обеспечивает формирование непосредственного представления об окружающей действительности. Сигналами для I сигнальной системы служат предметы и их определенные свойства (цвет, запах, форма), явления окружающего мира,

  • Слайд 62

    Вторая сигнальная система обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи.

  • Слайд 63

    У человека выделено 4 типа ВНД на основе соотношения сигнальных систем.

  • Слайд 64

    Средний тип I сигнальная система II сигнальная система Художественный тип Мыслительный тип Художественно- мыслительный тип

  • Слайд 65

    Неврозы и невротические компоненты.

    Под неврозом понимают функциональные нарушения или срывы нервной деятельности. Основы неврозов заключаются: 1) в перенапряжении процессов возбуждения и торможения; 2) в перенапряжении подвижности возбуждения и торможения.

  • Слайд 66

    Неврозы проявляются в виде различных компонентов или их сочетаний.

  • Слайд 67

    Классификация невротических компонентов.

    1) Психические компоненты: а) изменение эмоционального статуса и самочувствия; б) снижение работоспособности.

  • Слайд 68

    2) Психосоматические компоненты:

    а) появляются боли; б) ощущение дискомфорта, связанного с деятельностью внутренних органов; в) нарушения в сексуальной сфере.

  • Слайд 69

    3) Вегетативные компоненты:

    а) вегетативные реакции имеют парадоксальный характер, изменяются волнообразно; б) отмечается рассогласование реакций различных физиологических систем.

  • Слайд 70

    Проявившись однажды, невротические компоненты или их комбинации могут закрепиться надолго. Поэтому считают, что невроз – это процесс образования и закрепления в ЦНС невротических компонентов.

  • Слайд 71

    При этом психический компонент может исчезать, а психосоматический и вегетативный оставаться надолго. Невротические компоненты являются содержанием жалоб больных.

  • Слайд 72

    Условия возникновения неврозов:

    1) избыток или недостаток информации; 2) недостаток времени для принятия решения; 3) высокий уровень мотивации, а решение задачи невозможно.

  • Слайд 73

    Факторы, способствующие развитию неврозов:

    1) сила действующего раздражителя; 2) индивидуальные свойства ЦНС; 3) состояние устойчивости ЦНС в данный момент.

  • Слайд 74

    Экспериментальные неврозы.

    Они развивались при выработке условных рефлексов при условиях: 1) если использовали сильные условные и безусловные раздражители;

  • Слайд 75

    2) при выработке сложных и тонких дифференцировок; 3) при длительном применении тормозных сигналов (запреты).

  • Слайд 76

    Неврозы возникают при угрожающих жизни состояниях. А лаборатории Павлова наблюдалось изменение условнорефлекторной деятельности у собак, подвергшихся затоплению.

  • Слайд 77

    При неврозах часто нарушается закон силовых отношений.

    В зависимости от степени невротического состояния наблюдаются различные фазы изменения закона силовых отношений:

  • Слайд 78

    1) уравнительная; 2) парадоксальная; 3) ультрапарадоксальная; 4) тормозная.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке