Содержание
-
Песочная терапия
Выполнила педагог-психолог КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» Зиновьева Г.В.
-
Песочная терапия -
один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитическойпсихологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятиявнутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическомуровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые путиразвития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться кглубинному, подлинному Я, восстановить свою психическуюцелостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
-
История песочной терапии
Принцип «Терапии песком» былпредложен Карлом Густавом Юнгом,швейцарскимпсихотерапевтом,основателем аналитической терапии.«Процесс игры в песок высвобождаетзаблокированную энергию иактивизирует возможностисамоисцеления, заложенные вчеловеческой психике».
-
Автор метода «Песочной терапии»
«Картина на песке – изображениедушевного состояния...Неосознанная проблемаразыгрывается в песочнице,конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф).
-
Песочница – это трехмерное пространство, где дети могут проигратьвсе свои сложности. «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» К. Г. Юнг.
-
Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Ребенок выбирает мосты между внутренними и внешними мирами. Основные задачи:Развитие творческих, созидающих возможностей личности;Формирование эмоционального равновесия и позитивноговосприятия мира;Формирование позитивных коммуникативных моделей;Творческая коррекция проблемных ситуаций;Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность,самостоятельность, ответственность);Развитие познавательных процессов (внимания, памяти,мышления, воображения);Развитие навыков общения.
-
Какие дети нуждаются в песочной терапии?
• С повышенным уровнем тревожности;• С проявлением агрессивного поведения;• С трудностями в общении;• С задержкой психического развития;• С проблемами в детско-родительских отношениях;• С переживанием психотравмирующих ситуаций;• С наличием страхов и переживаний. и многие другие.
-
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: - дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). - эпилепсия или шизофрения. - клиент с очень высоким уровнем тревожности. - клиент с неврозом навязчивых состояний. - аллергия на пыль и мелкие частицы. - легочные заболевания. - кожные заболевания и порезы на руках.
-
Особенности применения и возможности песочной терапии.
Главным принципом, положенным Дорой Калфф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. “Картина на песке (…) может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).
-
Основные принципы игры на песке:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованностьребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждаетравильности или ошибочности выбранного пути.
-
Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Родители должны быть рядом, поддерживать его в процессе «самолечения» и делать для себя выводы о том, что беспокоит их сына или дочку в данный момент. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.
-
Список используемой литературы:
1.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008 2.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.