Содержание
-
Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками
Консультацию подготовила педагог-психолог МОУ ССОШ№2 дошкольного отделения Лобус Юлия Борисовна
-
Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
-
Необходимость пескотерапии существует и рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями речи мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
Цель пескотерапии: 1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 2. Эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности. Задачи пескотерапии: 1. Релаксация, снятие мышечной напряжённости; 2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки; 3. Концентрация внимания, памяти; 4. Развитие логики и речи; 5. Стабилизация эмоционального состояния; 6. Развитие творческих (креативных) способностей; 7. Способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка 8. Формирование позитивной коммуникации.
-
В качестве песочной терапии используем следующее оборудование
1.Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном и подсветкой для рисования на сухом песке. 2. Центр воды и песка. 3. Чистый, просеянный песок. 4. «Коллекция» миниатюрных фигурок Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
-
Методические рекомендации:
Прежде, чем приступить к проведению «занятий» пескотерапией, необходимо расставить игрушки на полках. Каждый предмет должен быть расставлен по схеме: игрушки, изображающие животных, людей, дома, предметы живой и неживой природы, вещи (пуговицы, сердечки, камешки). Для работы с детьми важно чтобы ребенок, для игры с песком сам выбирал нужные для него, на данный момент игрушки, доверяясь своим чувствам, выбирал то, что кажется важным для него, не пытаясь анализировать, не задумываясь и не отвечая на вопрос , почему.
-
Песочная терапия имеет свои основные принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию. 2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям. 3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
-
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические; наземные животные (домашние, дикие, доисторические); летающие животные (дикие, домашние, доисторические); обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения); домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака); транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства); объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы); аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.); естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.); фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни; злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок). Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
-
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки. Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: Вредных нет детей в стране —Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться, дратьсяИ в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!Песок — мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотворить:Горы, реки и моря,Чтобы жизнь вокруг была.Дети, поняли меня?Или надо повторить?!Чтоб запомнить и дружить! Для специалиста действуют три правила. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
-
Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.
Интерпретация цвета: Синий цвет — оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение; Зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением; Розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии; Жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия; Красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение; Фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение; Коричневый цвет – вызывает чувство вины; Чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе.
-
Примеры некоторых упражнений. «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.Выложить фишками геометрическую фигуру.Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
-
Закончить игры с песком можно тоже стихами: В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог! Рекомендуемая литература: 1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001. 3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. 4. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004. 5. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005. 6. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007. 7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. 8. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. 9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007. http://logoportal.ru/10553/.html
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.