Содержание
-
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.
-
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка». К. Д. Ушинский
Научно-методической основой опыта является технология «терапии песком», который был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Карл Густав Юнг Маргарет ЛовенфельдДора Калфф
-
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Зинкевич - Евстигнеева Татьяна Дмитриевна Доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.Грабенко Татьяна Михайловна Сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, игротерапевт, научный руководитель специальных (коррекционных) школ II вида Санкт-Петербурга и пос. Зеленоградска Калининградской области. Автор монографий в области креативных психолого-педагогических технологий, а также ряда книг по сказкотерапии, выходивших в издательстве "Речь". Обладатель знака "За гуманизацию школы".
-
Методические условия: изучение опыта отечественных педагогов
Организационно-педагогические условия: Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через интернет;участие в сетевом сообществе «Дефектология Проф», участие в вебинарах по пескотерапии, изучение опыта коллег. Получение сертификатов слушателя вебинаров.
-
Актуальность
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Актуальность пескотерапии очевидна на сегодняшний день: -Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка. -Совершенствование системы коррекционного образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной жизни. - Я считаю, что частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
-
Цель: коррекция разных компонентов речи посредством песочной терапии
Задачипо реализации цели: Коррекционно-образовательные: Активизация и актуализация словарного запаса детей с помощью песочной терапии. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие синтаксической стороны речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация звуков в речи. Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, памяти, мышления, творческого воображения, тонкой и артикуляционной моторики. Развитие фонематического восприятия. Развитие диафрагмального дыхания. Воспитательные: Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Гипотеза: Использование песочной терапии будет способствовать эффективному развитию речи детей с ОВЗ
-
Все игры с использованием песочной терапии делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Главное - идет подготовка к обучению письму и чтению. Познавательные игры: с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры: с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.Игры с песком можно использовать как индивидуальную работу, так и подгрупповую, или же на фронтальных занятиях.
-
Предметно-развивающая среда
Материалы для песочной терапии Песочница малая Песочница надувная Световой планшет Наборы лексических игрушек и аксессуаров.
-
Виды песка
Кинетический Речной Радужный Кварцевый
-
Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этапа :
1 этап: Знакомство с песочной страной Цели: пробуждение интереса к занятиям с песком; знакомство детей с правилами поведения в песочнице. развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений
-
2 этап:Путешествие по песочной стране
Цели: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
-
3 этап: В царстве песочной грамоты
Цели: развитие диафрагмального дыхания; развитие артикуляции; автоматизация звуков в речи; развитие фонематического слуха и восприятия; коррекция лексико-грамматических нарушений речи; развитие связной речи детей, обучение рассказыванию проговаривание действий с песком
-
Игры для развития диафрагмального дыхания «Дорога в гараж"
«Найди домашнее животное» «Добрый великан»
-
Упражнения для развития артикуляции с элементами биоэнергопластикиУпражнение «Лошадка»
Упражнение «Часики» Упражнение «Качели»
-
Игры для автоматизации звуков
«Звуковые дорожки» «Горочка» «По камушкам шагай, звук называй»
-
Игры для развития фонематического слуха и восприятия
«Спрячь ручки, когда услышишь звук» «Две поляны» «Выложи узор»
-
Формирование лексико-грамматического строя речи
- «Строители»; «Подбери слово»; «Загадки»; «Родные слова»; «Я делал – я сделал»; - «Секрет».
-
Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию
-«Мой клад»; -«Нарисуй и расскажи»; -«Дорисуй и составь предложение»; -«Две игрушки»; -«Что случилось».
-
Мастер-класс для родителей
Работа с буквами-трафаретами « Два домика» «Секретики» «Звуковые дорожки»
-
Литература
1.Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеев Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». Методическое пособие для педагогов и родителей – СПб.: 2003 г. 3.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений М.: Линка-Пресс, 2008. 4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. М.: Речь, 2003. 5.Зинкевич -Евстигнеева Т. Д, ГрабенкоТ М. «Практикум по песочной терапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002. 6. Конаныхина Е.Ю. «Волшебство в песочнице»( Песочная терапия в работе с детьми) 7..Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком СПб.: Речь, 2006 8. Сапожникова О.Б. , Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии 9.Сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/ 10.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. – 11.«Тренинг по сказкотерапии» (Авторы:Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.