Презентация на тему "Психологическая мысль в России в xviii веке"

Презентация: Психологическая мысль в России в xviii веке
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Психологическая мысль в России в xviii веке" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 23 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по психологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Психологическая мысль в России в xviii веке
    Слайд 1

    Психологическая мысль в России в XVIII веке

    Профессор кафедры общей психологии, к.пс.н., Румянцева Ольга Михайловна

  • Слайд 2

    Характеристика периода

    В XVIIIв. В России широко развернулось просветительское движение. XVIII в. стал веком рождения новой науки. В этот период получают развитие разные отрасли знания, возникает новая материалистическая методология научных исследований, разрабатывается система методов. Огромных успехов достигает естествознание, физиология с которыми в науку приходит опытное познание. Психология не являлась еще в тот период предметом самостоятельного специального изучения. Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого времени опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в период XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

  • Слайд 3

    Григорий Саввич Сковорода (1722 - 1794)

    Главное внимание уделял проблеме самосознания. Имел ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущую борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. Самым главным стала борьба за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. В основе мировоззрения просветителя лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой («бог») - внутренней, духовной. Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ.

  • Слайд 4

    Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о «сродности», «сродном труде». Под последним он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя «как человека одинокого, от всех отличного», как человека «похожего на других людей», живущих на земле, как человека действующего и творящего. Тем самым, по сути, речь идет о комплексном изучении человека как индивидуальности, личности и субъекта деятельности и о главной цели жизни человека, состоящей в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям. При этом, по мнению Сковороды, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества.

  • Слайд 5

    Василий Никитич Татищев(1686-1750)

    Утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума – опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. Николай Иванович Новиков (1744-1818) Крупный организатор издательского дела в России – в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры.

  • Слайд 6

    Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765)

    Великий русский энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения. Был материалистом и объяснял ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений. В своей работе «Краткое руководство к риторике», Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях, психологии речи. Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности. Рассматривает Ломоносов в своих трудах и множество частных вопросов психологии: дает характеристику разных чувствований (слуховых, вкусовых, температурных); обосновывает ряд интересных положений процесса чувственного познания; анализирует механизм возникновения и протекания страстей как феноменов эмоциональной жизни человека; рассматривает приемы повышения психо - эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой.

  • Слайд 7

    Яков Павлович Козельский (1728-1794)

    Развивал идеи Ломоносова. Выступал против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство. По его мнению, все беды и несчастья порождены желанием одних людей подчинить своей воле других. Отсюда все насилия и войны, призывал монархов воздерживаться от захватнических войн, которые ничего, кроме горя, не приносят народам. Козельский развенчивал общественное неравенство и говорил о том, что каждый человек должен работать и пользоваться всеми благами жизни. Поэтому, он протестовал против праздности, неумеренности и других излишеств. Козельский противопоставил общепринятой для просветителей лозунгу «Путь к свободе лежит через просвещение!» диаметрально противоположное: «Свобода — путь к просвещению!».

  • Слайд 8

    Александр Николаевич Радищев(1749-1802)

    Был против самодержавия и крепостничества. Главное в его концепции идея человека, гуманизм. Большое место в его работах было посвящено проблемам развития психики, сравнению психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека, он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Он отмечал, что занятия искусством расширяют возможности органов чувств до беспредельности. Указывает на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Большую роль как считает Радищев в развитии разума играет воспитание и способность человека к самосовершенствованию. Подчеркивал активную природу человека и говорил о том, что человек властен над своими желаниями, мыслями, страстями и телом.

  • Слайд 9

    Роль церкви в развитии психологии

    Иван Михайлович Кондорский – автор первой русской книги, посвященной психологии «Наука о душе». Являлся духовным лицом, он считал что душа есть дух, т.е. живое, разумное и одаренное свободной волей существо. Произвел систематизацию психологических знаний., описывая ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю. Завершая рассмотрение развития психологических идей в отечественной науке и культуре XVIII в., нельзя не упомянуть и о разработке психологических идей в русле православной святоотеческий традиции в богословских трудах Дмитрия Ростовского, ПаисияВелич-ковского, Тихона Задонского.

  • Слайд 10

    Психологические идеи в немецкой философии конца XVIII – XIX вв.

  • Слайд 11

    Христиан Вольф(1679-1754)

    Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант. Вольфом разделил психологию на две науки: эмпирическую и рациональную. В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Предметом рациональной психологии были рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души.

  • Слайд 12

    Именно в рациональной психологии X. Вольф выдвинул теорию способностей (Vermogen), продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в Средние века. Способности — это направления деятельности души. Они — голые возможности (nudapossibilitas). Кроме познавательных и желательных выделялись способности внимания и чувства (аффекты). Желательные способности объявлялись производными от познавательных. Из познавательного акта сначала возникает удовольствие (или страдание), потом суждение о достоинстве объекта и, наконец, аппетит — стремление к объекту. Оно возникает из сознания его доброкачественности (или отвращения от объекта, в котором мы открываем зло). Более сильные проявления чувственного аппетита назывались аффектами.

  • Слайд 13

    Иммануил Кант (1724-1804)

    Психологию Вольфа суровой критике подверг Иммануил Кант. Кант считал невозможным в психологии эксперимент и математику. Учение о душе никогда не может стать чем-то большим, чем историческое учение и систематическое учение о природе внутреннего чувства, т. е. описание природы души, но не наукой о душе». В психологии получили развитие следующие идеи И. Канта. Его считают основателем учения о трихотомии души: подразделение душевных состояний на познавательные процессы, чувства и волю. Его разработка проблем нравственности и морали воплотилась в положении так называемого императива Канта: моральный характер поступкам человека придает долг. Человек должен свободно следовать долгу. Другие основания действий человека — религиозные заповеди, соображения внешнего порядка (карьера, барыш и т. п.), чувства — не имеют отношения к моральности, хотя часто и определяют поведение.

  • Слайд 14

    Учение об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Согласно Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, т. е. носит эмпирический характер. Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы созерцания (восприятия) и априорные формы мышления. Формами восприятия являются пространство и время. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях. Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообразными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка и идеи чистого разума. В связи с исследованием априорных форм рассудка Кант развивает учение об апперцепции. Апперцепция — это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Кант создал искусство жизни: разработал правила, выполнение которых способствует сохранению духовного и физического здоровья. Человек может и должен руководить собой, «...повышать свою культуру, цивилизованность и моральность... ведя длительную борьбу с препятствиями, навязанными ему грубостью его природы».

  • Слайд 15

    Иоганн НиколасТетенс (1736-1807)

    Человек – это единство души и тела, а в человеке — душа в многообразии и единстве ее сил и способностей. Изучение души в философии И.Тетенса распадается на два противоположно-направленных, но взаимодополняющих исследования.1)Максимально точная фиксация всех, даже мельчайших («микроскопических») различий, имеющих место в душевной жизни и классификация соответствующих когнитивных, эстетических (в широком смысле) и волевых способностей;2) Отыскание за внешним многообразием душевных проявлений единства основных сил души и, возможно, некой «осново-способности». Он выдвигает идею древообразного устройства способностей души.В основании всех душевных сил находится чувство (за которым, возможно, стоит еще более глубокое «прачувство»), как наиболее пассивная способность, сущность которой состоит в рецептивности. Активность чувства проявляется исключительно в противодействии влиянию внешних воздействий. Из этой скрытой активности прорастает «способность представления», а также воспроизведения и порождения новых образов в фантазии, причем не только «сложных» представлений в результате оригинальных комбинаций уже имеющегося материала, но и «простых» — хотя все равно на основе опытных данных.

  • Слайд 16

    Особое место в генезисе способностей играет «чувство отношения». При увеличении активности из него вырастает сознание и мышление.Следующим (за продуктивным воображением и мышлением) уровнем активности души является «действенная способность», обнаруживающаяся во внешних телесныхдвижениях.Высшая точка развития действенной способности человека — свободное произволение (предполагающее не только деятельность, но и внутреннюю рациональную санкцию на нее в ситуации выбора).Иерархии душевных сил И.Тетенс ставит в соответствие этапы индивидуального развития человека, а также периоды человеческой истории в целом («дикость», как эпоха «чувственного» человечества; «варварство», как господство воображения и страстей; «цивилизованность», как период, когда в жизни человечества преобладают мышление и свободная воля). Тетенс проводит мысль, что даже «трансцендентная философия», или онтология, должна базироваться на наблюдении за душевными способностями, то есть на эмпирической психологии. При этом Тетенс не отрицает и важности проблем традиционной «рациональной психологии», исследующей сущность души. Другая важная тема в учении И.Тетенса о сущности души — проблема соотношения и роли «материальных» и интеллектуальных идей. Наиболее вероятной Тетенс признает гипотезу, допускающую одновременное существование интеллектуальной и материальной памяти. Общий же итог всех антропологических изысканий И.Тетенса — идея человека, как существа, которое может совершенствовать свою деятельную способность, сохраняя при этом гармонию основных душевных сил.

  • Слайд 17

    Иоганн Готлиб Фихте(1762-1814)

    Фихте находился под непосредственным влиянием Французской революции. Развил идеи об активности субъекта, его «Я», о деятельности субъекта, о деятельной стороне субъекта, трактуя ее идеалистически. По Фихте, есть безусловная абсолютно творческая способность — «разумная воля», которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы. Сущность «Я» составляет деятельность: мы не потому действуем, что познаем, но мы познаем потому, что предназначены действовать. Знание выступает не как цель, а как средство рационального господства над природой. Субъект — прежде всего действующий субъект. Поэтому всякое познание лишь условие, предварительная ступень действия, а теория — часть человеческой практики.

  • Слайд 18

    Деятельная природа человека проявляется и в его внешнем — телесном — облике, составляя принципиальное отличие человеческого тела от тела животного: он имеет два органа свободы — две руки, вертикальное положение при ходьбе, «одухотворенные глаза и выражающий интимнейшие движения сердца рот».Тело человеческое не завершено при рождении и до конца формируется духом, т. е. свободной волей. Фихте диалектически представляет духовное развитие человека от детства до зрелого возраста, всюду противопоставляя учению об ассоциациях творческое «Я». В этих генетических идеях душевная жизнь раскрывается из целесообразных действий «Я».

  • Слайд 19

    Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854)

    Ученик Фихте Фридрих Вильгельм Шеллинг выступил с критикой субъективизма Фихте и, в отличие от него, рассматривал душевную жизнь в контексте учения о природе. Природа телеологически связана с духовным. Шеллинг видит духовное в процессах магнетизма, в электричестве, химических реакциях, но особенно в органической природе, которая развивается от растений к человеку. Человек является связующим звеном двух миров — природы и духа. Шеллинг проследил развитие сознания от ощущения до воли. Целью и высшей деятельностью «Я», по Шеллингу, является искусство. По Шеллингу, теоретическое и практическое, разум и нравственность, природа и дух, бессознательное и сознание утрачивают свою противоположность в искусстве как высшей деятельности «Я». Выше теоретического познания и практического удовлетворения стоят блаженное наслаждение красотой и художественная фантазия.

  • Слайд 20

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831)

    В идеалистической системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени. На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, анализируются природные задатки, возрастные и половые различия, понятия характера и темперамента, а также ощущения. На второй ступени — рефлексии — дух представляет сознание. Явления сознания составляют предмет феноменологии духа. Здесь рассматриваются вопросы развития сознания. Оно проходит путь от сознания вообще к самосознанию и от него — к разуму. На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, т. е. познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). Эта ступень развития духа составляет предмет собственно психологии.

  • Слайд 21

    Раскрываемые в системе Гегеля проблемы отчуждения духа и его опредмечивания — в морали, праве, государстве, религии и т. д.— приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике. В то же время источники мышления, его бесконечной творческой мощи остаются здесь необъясненными. Особого внимания заслуживают представления Гегеля о личности. Гегель различал в человеке следующие аспекты: индивидность (органическое природное начало в человеке), индивидуальность (формируется социальной средой), личность (личностью человек должен стать сам). Духовное ядро личности составляет самосознание. Личность формируется и проявляется в поступках и деяниях человека. Истинная личность никогда не бывает завершена и только стремится к этому в неустанной деятельности. Так от Канта к Гегелю разрабатывается идея деятельности — творческого отношения человека к миру, которое и составляет сущность человека.

  • Слайд 22

    Людвиг Феербах(1804-1872)

    Утверждал материалистический подход к пониманию психики. Темой его философии является человек как субъект мышления. Человек рассматривается в единстве души и тела и является частью природы. Указав на принципиальную недостаточность интроспективной психологии, в которой явления сознания рассматриваются в их обособлении от всех реальных связей, он подчеркивал обусловленность сознания объективными материальными процессами, прежде всего мозговыми и ставит задачу их изучения.

  • Слайд 23

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке