Содержание
-
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников
-
Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна. Необходимость ее изучения становиться все более очевидной в связи с нарушением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей.
-
На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: * возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка; * физическое и психическое здоровье; * уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учиться, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности); * возраст начала систематического обучения; * особенности школьной ситуации; * отношения с учителями и одноклассниками; * микроклимат в семье; * его личностные качества и основные параметры психического развития .
-
Адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстниковспособствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, неблагоприятный микроклимат в семьезатрудняют процесс адаптации к школе
-
Благоприятные факторы социальной микросреды
* Полная семья *Правильные методы воспитания в семье * Отсутствие конфликтной ситуации в семье * Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса * Функциональная готовность к обучению в школе * Удовлетворенность в общении со взрослыми * Адекватное осознание своего положения в группе сверстников
-
Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.
-
Одним из факторов успешности адаптации является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
-
Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
-
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника); волевого (способность подчинять свои действия правилу); интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.
-
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников. В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших детский сад, встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий.
-
В то же время эффективность адаптации первоклассников к школе во многом зависит от позиции учителя и от выбранного им стиля общения с учениками. В настоящее время выделяются три основных стиля педагогического общения: * демократический * авторитарный * попустительский. Исследовании показали, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия. У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы.
-
Немаловажным фактором является создание положительного микроклимата в школьном коллективе. Задача учителя – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Следует отметить, что ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться этого избегать.
-
Семейные отношения влияют на процесс адаптации первоклассников.Для того чтобы период адаптации к школе прошел относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
-
Рекомендации педагогам
В психологических исследованиях особое внимание обращается на необходимость использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединяться парами, группами, большими коллективами. В процессе такой совместной деятельности формируются важнейшие качества личности школьника: умение договариваться, распределять обязанности, оценивать долю своего участия в общем труде.
-
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
Начать формирование коллектива, путем создания доброжелательной атмосферы в классе, организуя взаимодействие между детьми. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
-
Необходимо: * Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; * Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; * Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
-
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение – есть худший вариант нравственного воспитания. Признавайте право ребенка на ошибки. Хоть иногда ставьте себя на место ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
-
-
Спасибо за внимание!Всем удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.