Содержание
-
ФГОС НОО: образовательная среда адаптационного периода первоклассников
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 Федеральные государственные образовательные стандарты — нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
-
СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ СОДЕРЖАТ ТРИ КОМПОНЕНТА: ТР + ТС + ТУ – новая формула образовательных стандартов
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
-
ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНЫЕ - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметныепонятия ЛИЧНОСТНЫЕ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества
-
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции
-
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА: ДОШКОЛЬНИК – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
-
Поступление в школу – особый этап в жизни ребенка:
Происходит резкое изменение жизненных стереотипов, которое заставляет организм ребенка работать в усиленном режиме и часто на пределе возможностей.
-
Психологическая готовность к школьному обучению:
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников; Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства, который был сформирован всем этапом дошкольного детства.
-
ВОПРОС:
Почему в школе такое количество проблем у первоклассников, которые считались готовыми к школьному обучению?
-
Неотложная задача:
Создание комплексного психологического сопровождения первоклассников с учетом протекающих процессов адаптации Родитель, учитель, психолог и медицинский работник должны сопровождать ребенка в период адаптации
-
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу нередко приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
-
Адаптация
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
-
Адаптационный период –
это целостная реакция в ответ на резкие изменения жизненных стереотипов, протекающая на уровне всех систем: на физиологическом уровне, на социально-психологическом и личностном уровнях.
-
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
-
В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
-
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
-
Отношение взрослых:
Взрослые часто не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В результате такого отношения взрослых, ребенок часто вместо помощи и поддержки получает дополнительную нагрузку в виде ужесточения правил поведения.
-
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
- прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них; - первоклассникам неизвестны правила поведения в школе, на уроках; - кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
-
Проявления адаптационного синдрома: (1 вариант)
В виде сильной усталости, истощения, плаксивости, головной боли, может ухудшиться сон, беспокойство, трудности с засыпанием и пробуждением, различные изменения аппетита (как снижения, так и повышения). В виде эмоциональных сдвигов, раздражительность, обидчивость, постоянное состояние тревоги, страх не успеть, страх сделать что-то не так, ошибиться
-
Проявления адаптационного синдрома: (2 вариант)
А могут, наоборот, проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, повышенной беготни на перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания В виде негативизма, ребенок капризничает, отказывается выполнять требования взрослого, проявляет агрессию в отношениях со сверстниками.
-
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
-
Поэтому в каждой школе стараются создать психолого-педагогических условия, которые обеспечили бы благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению
-
Комплексный взгляд на проблему адаптации:
В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста референтны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны СОГЛАСОВАННЫЕ действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.
-
При переходе от дошкольного к начальному школьному образованию деятельность образовательных организаций должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий: организация режима школьной жизни первоклассников; организация оздоровительно-профилактической работы; организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период; организация внеурочной деятельности первоклассников; изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
-
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода- смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.
-
Задачи адаптационного периода:
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь. 2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе. 3. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
-
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом. 5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного сотрудничества. 6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса. 7. Создание условий для освоения будущими первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
-
Оценка процесса адаптации:
Через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования Через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе) Через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке)
-
Для лучшей адаптации детей в 1-х классе следует вводить ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В 1 полугодии продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Со второго полугодия выдаётся максимальная учебная нагрузка. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
-
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-м классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
-
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: - многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.
-
Помощь первокласснику в период адаптации:
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
-
Совет второй:
ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
-
Совет третий:
ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.
-
Совет четвертый:
помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
-
Совет пятый:
помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
-
Совет шестой:
мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными.
-
Любите ребенка таким, какой он есть
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.