Презентация на тему "Психологические приемы работы с детьми группы риска"

Презентация: Психологические приемы работы с детьми группы риска
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Психологические приемы работы с детьми группы риска" по психологии. Презентация состоит из 47 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.43 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологические приемы работы с детьми группы риска
    Слайд 1

    Вот он сидит перед нами, взглянитеСжался пружиной, отчаялся он.С миром оборваны тонкие нитиСловно стена без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили...Поздно учли..Нет!!! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли. С.Давидович

  • Слайд 2

    Дети «группы риска»

    - дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы ПРИЧИНА Внутренние трудности переходного возраста Неопределенность социального положения Перестройка механизмов социального контроля

  • Слайд 3

    Риски, которым подвержен любой несовершеннолетний

    Плохое здоровье Проблемы в семье Социальная незащищенность Неблагоприятное влияние «улицы» Неясность будущего

  • Слайд 4

    Типология детских проблем, которые могут привести к трудностям в обучении и воспитании

    Одаренные дети Слабообучаемые дети Больные дети (со слабым здоровьем) Дети из проблемных семей Педагогически запущенные дети

  • Слайд 5

    Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.

    Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии) Больные дети (дети с ОВЗ) Дети из проблемных и неблагополучных семей Одаренные дети Зона риска Группа риска Зона риска Группа риска Зона риска Группа риска Зона риска Группа риска Педагогически запущенные дети Слабо обучаемые, но «сохранные»; - Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам; С несформированной мотивацией к учебной деятельности. Обучаю-щиеся, не усвоившие программу начальной школы - Дети – инвалиды; - С хроническими заболеваниями; -Психосоматиче-ски ослабленные (часто болеющие); - Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы. Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка. - Семьи с детьми - инвалидами; - Семьи с родителями инвалидами; - Неполные семьи; - Многодетные семьи; - Малообеспеченные семьи; - Семьи беженцев; - Семьи участников боевых действий; - Педагогически несостоятельные,практикующие насилие семьи. Неблагополучная семья - С низким уровнем культуры (обученности, воспитанности Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения. Дети и подростки с делинквентным поведением, с явными признаками аддиктивного поведения. - Социально-лидерски одаренные; -Художест венно и эстетически; -Спортивно и физически; -Академи чески и интеллектуально одаренные.

  • Слайд 6

    Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии)

    ЗОНА РИСКА: Слабообучаемые, но с сохранным интеллектом Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам Дети с несформированной мотивацией к учебной деятельности ГРУППА РИСКА: Дети, не усвоившие программу начальной школы

  • Слайд 7

    Причины школьной неуспеваемости

    Несовершенство методов преподавания Отсутствие позитивного контакта с педагогом Отсутствие учебно-познавательной мотивации Одаренность в какой-либо области Несформированность мыслительных процессов, задержка психического развития

  • Слайд 8

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, дети-инвалиды) ЗОНА РИСКА: Дети – инвалиды С хроническими заболеваниями Психосоматически ослабленные Ситуативно (временно) болеющие или получившие травмы ГРУППА РИСКА: Наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребенка

  • Слайд 9

    Факторы риска для детей с ОВЗ

    Территориальное ограничение Социальная изоляция Эмоциональная изоляция Физические ограничения

  • Слайд 10

    Дети из проблемных и неблагополучных семей ЗОНА РИСКА: Семьи с детьми – инвалидами Семьи с родителями-инвалидами Неполные семьи Многодетные семьи Малообеспеченные семьи Семьи беженцев Семьи участников военных действий ГРУППА РИСКА: Неблагополучная семья (с нарушением функции семейного воспитания)

  • Слайд 11

    Нарушения функций семейного воспитания

    Уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг Деструктивное поведение родителей Грубые искажения детско-родительских отношений

  • Слайд 12

    Педагогически запущенные дети ЗОНА РИСКА: С низким уровнем культуры, обученности, воспитанности Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения ГРУППА РИСКА: Дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети

  • Слайд 13

    Основные причины асоциального поведения детей

    отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье попустительское отношение родителей к воспитанию детей жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств) индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков

  • Слайд 14

    Цель:

    Создание благоприятногообразовательного пространства для детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании

  • Слайд 15

    Социально-педагогическаязапущенность

    Проявляется в несформированности у ребенка свойств субъекта деятельности общения, самосознания, то есть нарушен образ «Я» Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.

  • Слайд 16

    Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:

    В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков

  • Слайд 17

    Слабая обучаемость

    Нарушение мотивации к обучению. Избегание неуспехов в школе формируют искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Это те дети, которые не получили своевременной помощи со стороны педагогов и особенно от собственных родителей

  • Слайд 18

    Алгоритм действий классного руководителя при неоднократных пропусках уроков учащихся без уважительной причины

    Провести беседу с учащимися и выяснить причину пропуска. При отсутствии результата: Провести беседу с родителями, наметить план контроля со стороны родителей и классного руководителя. При отсутствии результата: Приглашение учащегося на школьный ПМПК с классным руководителем и отчетом о проделанной работе. При отсутствии результата: Приглашение учащегося на Административный совет. При отсутствии результата: Приглашение учащегося на Административный совет с родителями. При отсутствии результата: Приглашение учащегося с родителями на Совет профилактики школы. При отсутствии результата: Письмо руководителю предприятия по месту работы родителей. При отсутствии результата: КДН и ЗП, ОДН

  • Слайд 19

    Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.

    Своевременные индивидуальные задания учащимся. Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка. Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время. Организация взаимной помощи среди учащихся

  • Слайд 20

    Рекомендации по работе с ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА ПО ЗДОРОВЬЮ.

    Щадящий режим дня (зависит от возраста ребенка, частоты и тяжести заболеваний): ограничение продолжительности учебных занятий в школе и дома; освобождение в течение 3-4 недель после болезни от некоторых видов внеклассной деятельности – уборки, факультативов, длительных экскурсий; активный отдых на свежем воздухе не менее 3-х часов в день; освобождение от участия в мероприятиях связанных с интеллектуальной нагрузкой.

  • Слайд 21

    Рекомендации по работеСЛАБАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ

    1). Своевременная психологическая диагностика по установлению причин слабой обучаемости ребенка. 2). Педагогическая диагностика: систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов ( из бесед с учащимися и их родителями, наблюдений с фиксацией данных в дневнике, проведение тестов, анализа результатов обученности). 3). Педагогическая профилактика: применение оптимальных педагогических активных методов, форм обучения, новых технологий. 4). Педагогическая терапия: дополнительные занятия по устранению отставаний в учебе. 5). Воспитательное воздействия: индивидуальная воспитательная работа с ребенком и его семьей. 6). Главные формы работы со слабо обучаемыми детьми является реализация индивидуальных целевых комплексных программ, которые предусматривают помощь ребенку как в учебное, так и внеучебное время.

  • Слайд 22

    Педагогически – запущенные дети

    здоровые, потенциально – полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении. дети с нарушениями в сфере общения дети с отставанием своего развития от собственных возможностей дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные) Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные)

  • Слайд 23

    Социально -запущенные дети

    - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках. Дети из неполных семей, курящие дети Циники, вожаки, нарушающие порядок и правило по убеждению Аффективные дети Неустойчивые дети, не имеющие твердых моральных убеждений

  • Слайд 24

    Социально незащищенные

    - дети, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, в результате факторов риска: экономических (низкий уровень жизни); экономических (неблагоприятная среда обитания); медицинских (болезни, алкоголизм, отклонения в развитии); психологических (конфликтность отношений, в группах, деформированность мотивации); криминогенных (влияние преступных групп).

  • Слайд 25

    Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:

    В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков

  • Слайд 26

    Пути решения проблемы «трудного» подростка

    Диалог – совместное принятие решения Учет интересов воспитанника Привлечение родителей к решению проблемы Консультации психолога Толерантность учителей – предметников Создание положительного психологического климата вокруг ученика Воспитание успехом (Портфолио) Организация труда учащегося на уроке и во внеурочное время.

  • Слайд 27

    Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками:

    Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками. Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах Если ученик получает индивидуальное задание, помощь и консультации. Пересажен с последних парт к более сильному ученику Если у него проверяются все письменные работы. Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки И спросили за четверть 5-6 раз.

  • Слайд 28

    На чём строится поведение учеников:

    1-й закон:ученики выбирают определённое поведение в определённых ситуациях: Право выбора вести себя так или иначе должно быть признано учителем за каждым из учеников. Основные законы.

  • Слайд 29

    2 –й закон: Любое поведение ученика должно быть подчинено общей цели – чувствовать себя приобщённым к школьной жизни.

    1. Ощущать свою состоятель- ность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) 2. Строить и поддерживать Приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) 3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности)

  • Слайд 30

    3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но за этим нарушением стоит одна из четырёх целей:

    Привлечение внимания:ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя. Месть : Для некоторых учеников главной целью присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Желание иметь власть: Важно быть главными. Часто демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» Избегание неудачи: Боятся повторить ситуацию поражения, неудачи, что предпочитаю вообще ничего не делать.

  • Слайд 31

    Стратегия и тактика учителя в ситуации конфронтации:

    Правило 1.Научитесь акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности ученика. Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его : « то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе» . Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши ученики могут вести себя как следует.

  • Слайд 32

    Правило 2.Займитесь своими негативными эмоциями.

    Контролируйте свои отрицательные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение , мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание.

  • Слайд 33

    Правило 3.Не усиливайте напряжение ситуации.

    Мы ошибаемся , когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: повышаем голос; произносим фразу типа: «учитель здесь пока я»; оставляю последнее слово за собой; начинаем кричать; используем уничижительные , оскорбительные, унижающие выражения.

  • Слайд 34

    Правило 4.Обсудите поступок позже.

    Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент когда, вы оба - и учитель, и ученик – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.

  • Слайд 35

    Наибольшая польза от этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и ученики позволяют себе это.

  • Слайд 36

    Выводы: Создание адекватных условий для развития ребенка в семье и образовательном учреждении. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, находящегося в зоне риска. Комплексный подход к решению проблем ребенка. Системное взаимодействие специалистов на уровне муниципалитета.

  • Слайд 37

    Делай то, что задокументировано и документируй то, что сделано

  • Слайд 38

    Набор документов обязательных для классного руководителя по работе с детьми «группы риска»:

    характеристика на учащегося; пропуски уроков подростком; учёт проводимых профилактических бесед, посещения семьи, вызовы в школу родителей.

  • Слайд 39

    Таким образом,

    Изучение личностных отношений трудных детей (к себе, к другим, к деятельности) и применение системы психолого – педагогических коррекций трудновоспитуемости, позволили сделать следующее обобщение. Для повышения эффективности воспитательных воздействий необходимо знать внутренние причины трудновоспитуемости. Результаты работы показали, что . Одной из причин может выступать рассогласование личностных отношений к себе, к другим людям, к общественно – значимой деятельности.

  • Слайд 40

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46
  • Слайд 47
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке