Презентация на тему "Психологические защиты"

Презентация: Психологические защиты
Включить эффекты
1 из 86
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Психологические защиты" по психологии. Презентация состоит из 86 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.58 Мб.

Содержание

  • Презентация: Психологические защиты
    Слайд 1

    Психологические защиты

    Шмунк Елена Викторовна к.м.н., ассистент кафедры

  • Слайд 2

    Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

  • Слайд 3

    З. Фрейд «Торможения, симптомы и тревожность», 1926

    «мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований»

  • Слайд 4

    «дальнейшие исследования могут показать, что имеется тесная связь между конкретными формами защиты и конкретными заболеваниями»

  • Слайд 5

    Анна Фрейд

    Термин «защитный механизм» впервые появился в ее работе «Психология Я и психологические защиты» (1936)

  • Слайд 6

    Типы реакций, на которых основываются защиты (З. Фрейд и А. Фрейд)

    блокирование выражения импульсов в сознательном поведении; искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону

  • Слайд 7

    Наблюдения З.Фрейда

    Вытеснение и истерия Регрессия, реактивное образование, изоляция и «уничтожение» и неврозах навязчивости Интроекция (идентификация) и проекция и паранойя («Ревность, паранойя и гомосексуальность», 1922)

  • Слайд 8

    Психологические защиты

    неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний

  • Слайд 9

    "Я" - это то личное пространство, которое должно быть защищено от любого вторжения (возбуждения, представления). Несовместимость того или иного представления с "Я" приводит к защитам.

  • Слайд 10

    Другие концепции защит

    важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму (Ф.В. Бассин) система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию (Б.Д. Карвасарский)

  • Слайд 11

    Полезные функции защит

    избегание или овладение неким мощным угрожающим чувством — тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; сохранение самоуважения.

  • Слайд 12

    ослабление внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт защита регулирует поведение человека повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

  • Слайд 13

    Характеристики защит

    они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

  • Слайд 14

    здоровая, творческая адаптация действуют на протяжении всей жизни при преобладании в «арсенале» человека определенных защит развивается патология

  • Слайд 15

    Факторы, определяющие выбор защит

    врожденный темперамент; природа стрессов, пережитых в раннем детстве; защиты, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; усвоенные опытным путем последствия использования отдельных защит (на языке теории обучения — эффект подкрепления)

  • Слайд 16

    Первичные, незрелые, примитивные, архаичные илизащиты “низшего порядка”

    нормальные способы функционирования (кроме диссоциации, которая вызывается травмой) становятся проблемными, только если человек остается в них слишком долго или исключает другие пути взаимодействия с реальностью

  • Слайд 17

    Первичные защиты

    способы, с помощью которых, как мы полагаем, ребенок естественным образом постигает мир имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, сплавляя между собой когнитивные, аффективные и поведенческие параметры

  • Слайд 18

    должны иметь недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного “я”. довербальность, дологичность, всеобъемлемость, образность и магический характер

  • Слайд 19

    изоляция, отрицание, всемогущественный контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Эго диссоциация

  • Слайд 20

    Вторичные, зрелые, или защиты “высшего порядка”

    “работают” с внутренними границами — между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго осуществляют определенные трансформации чего-то одного — мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации

  • Слайд 21

    ?

    некоторые защитные процессы имеют как примитивную, так и более зрелую формы Изоляция Идеализация

  • Слайд 22

    Примитивные защиты

  • Слайд 23

    Примитивная изоляция(бегство от реальности, “аутистическое фантазирование”)

    Уход в фантазии внутреннего мира Использование химических веществ для изменения состояния сознания Характерна для конституционально впечатлительных людей Человек, привычно изолирующийся и исключающий другие пути реагирования на тревогу - шизоидный.

  • Слайд 24

    Недостатки примитивной изоляции

    выключение из активного участия в решении межличностных проблем, Сопротивление общению на эмоциональном уровне Окружающие зачастую не знают, как получить от человека какую-либо эмоциональную реакцию. “Он просто возится с пультом телевизора и ничего мне не отвечает”

  • Слайд 25

    Достоинства примитивной изоляции

    не требует искажения реальности. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. На одном «патологическом» полюсе континуума шизоидности тупость, пассивность, безразличие На другом «здоровом» полюсе креативность (художники, писатели, ученые-теоретики, философы, религиозные мистики и другие высокоталантливые люди с нестандартным мышлением)

  • Слайд 26

    Отрицание

    отказ принять существованиенеприятностей “все прекрасно и все к лучшему” Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит Гипоманиакальные и циклотимные личности

  • Слайд 27

    Преимущества отрицания

    В данных обстоятельствах плакать неуместно или неразумно В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Способность к эффективным и даже героическим действиям в ЧС, при военных действиях

  • Слайд 28

    Недостатки отрицания

    Анозогнозия (аддикции, соматические заболевания) Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; Мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; Пожилой человек, продолжающий водить машину МАНИЯ и гипомания

  • Слайд 29

    МАНИЯ

    Отрицание потребностей В пище Во сне Финансовых затруднениях, Личных слабостях Смертности

  • Слайд 30

    Всемогущий контроль

    Ощущение, что ты способен влиять на мир, обладаешь силой

  • Слайд 31

    Нормальная стадия развития «первичное всемогущество» - «производное всемогущество» - «всемогущества не существует» Основа самоуважения, компетентности и жизненной эффективности Гуманистическая психология, американская идеология

  • Слайд 32

    антисоциальная (психопатическая, социопатическая) личность – стремится проявлять и использовать собственное всемогущество игнорируя этические, правовые нормы, «перешагивать через других» Бизнес, политика, разведка, религия, шоу бизнес, реклама (везде где много власти)

  • Слайд 33

    Примитивная идеализация (и обесценивание)

    Примитивные фантазии о всемогуществе кого-либо или чего-либо Нарциссические личности (любить себя самого можно лишь совершенствуясь) Примитивное обесценивание — неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации (идеализация –разочарование - обесценивание)

  • Слайд 34

    вера в то, что кто-тоили какая-то всемогущая сила обеспечивает защиту помогает ребенку развиваться сепарация-индивидуация зрелая любовь

  • Слайд 35

    «Люди, которые более мудры и могущественны»

    «Сильные мира сего» Врачи, психотерапевты Лидеры различных течений Маги, гадалки, целители Педагоги

  • Слайд 36

    Примитивная идеализация (и обесценивание)

    Стыд за собственное несовершенство Зависимые отношения (слияние с идеализируемым объектом — естественное в этой ситуации лекарство) Чем более зависим человек, тем сильнее для него соблазн идеализации

  • Слайд 37

    Проекция и интроекция

    две стороны одной психологической медали недостаточность психологического разграничения собственной личности и окружающего мира Этап развития младенца

  • Слайд 38

    Проекция

    это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне основа эмпатии (способность проецировать собственный опыт) основа интуиции переживания мистического единства с другим человеком или группой

  • Слайд 39

    опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям параноидныйхарактер персекуторный бред

  • Слайд 40

    Интроекция

    это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей.

  • Слайд 41

    Интроекция

    “идентификация с агрессором” (A. Freud, 1936) “Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен” садизм, эксплозивность, импульсивность Депрессивный характер Депрессия

  • Слайд 42

    Проективная идентификация (MelanieKlein, 1946)

    если процессы проекции и интроекции работают сообща они объединяются в единую защиту, называемую проективной идентификацией пациент не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам — как если бы у него были те же самые интроекты

  • Слайд 43

    Проективная идентификация

    “самоактуализирующееся пророчество” на пике клинического взаимодействия действительно бывает очень трудно обозначить, где кончается защита пациента и начинается психика терапевта действие этой защиты у пациента угрожает уверенности терапевта в собственном психическом здоровье пограничная личностная организация

  • Слайд 44

    Расщепление (splitting) эго

    Невозможность разграничить хорошие и плохие качества в объекте Стадия развития младенца в довербальном периоде

  • Слайд 45

    Расщепление

    Средство осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими противостояние добра и зла, Бога и дьявола, демократии и коммунизма, ковбоев и индейцев, одинокого правдолюбца и ненавистной бюрократии

  • Слайд 46

    Искажение реальности (расщепление внутри и вне себя) Восприятие терапевта как абсолютно хорошего в противоположность якобы равнодушным, враждебным, глупым бюрократам, работающим в том же учреждении. Расщепление создается и у тех людей, которые работают с этими пациентами

  • Слайд 47

    Диссоциация

    "автономизация", т.е. своеобразное энергети­ческое отделение (отщепление) и самостоятельное функциони­рование каких-либо аспектов целостной психики, что в итоге приводит к ее диссоциации (расщеплению по горизонтали) «отделение» от себя неприятных переживаний, фрагментирование личности

  • Слайд 48

    Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза).

  • Слайд 49

    любой из нас может быть способен к диссоциации при определенных условиях это “нормальная” реакция на травму (катастрофы, насилие) диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти Эпизодическая или мягкая диссоциация может способствовать проявлениям редкого мужества

  • Слайд 50

    Множественная (альтернирующая) личность Травмированные люди склонны реагировать на обычный стресс как на опасность для жизни

  • Слайд 51

    Вторичные (высшего порядка)защитные механизмы

    Репрессия (вытеснение) Регрессия Изоляция Интеллектуализация Рационализация Морализация Компартментализация Аннулирование Поворот против себя Смещение Реактивное образование

  • Слайд 52

    Репрессия (вытеснение)

    мотивированное забывание или игнорирование “суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него” (Freud, 1915)

  • Слайд 53

    Не все подвергается вытеснению, а лишь то, что способно вызвать беспокойство Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального

  • Слайд 54

    Нормальное развитие ребенка Отказ от инфантильных стремлений и поиск объектов любви вне семьи

  • Слайд 55

    «военные неврозы» - посттравматическое стрессовое расстройство человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них (“возвращением репрессированного”, Фрейд) Истерическая личность

  • Слайд 56

    “Психопатология обыденной жизни” (забывание имен, дел)

  • Слайд 57

    Репрессия – это патология, если:

    не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности); стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни; действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей.

  • Слайд 58

    Регрессия

    возвращение к прежним привычкам, присущим более ранним стадиям развития проявляется, когда индивид устал, голоден или болен роль слабого — самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов

  • Слайд 59

    регрессия рассматривается в психоаналитическом смысле данного термина, если только действия не осознаны Соматизация (но не симуляция) Ипохондрия Инфантильная личность

  • Слайд 60

    Изоляция (изоляция аффекта)

    изоляция чувства от понимания аффективный аспект переживания или идеи может быть отделен от своей когнитивной составляющей из сознания удаляется не весь опыт переживания, а только его эмоциональное значение (отсылка в бессознательное)

  • Слайд 61

    Изоляция

    считается психоаналитическими теоретиками самой примитивной из “интеллектуальных защит”, а также базовым образованием в механизме действия таких психологических операций, как интеллектуализация, рационализация и морализация

  • Слайд 62

    Изоляция – позитивные стороны

    Хирурги, дантисты Военные Сотрудники правоохранительных органов Адаптации в экстремальных ситуациях (жертвы Холокоста)

  • Слайд 63

    Изоляция при отсутствии травмы

    в результате взаимного наложения определенного стиля воспитания и индивидуального темперамента ребенка хладнокровные люди, которые заявляют, что у них нет никакого эмоционального ответа на вещи, которые у большинства из нас вызывают очень сильные чувства

  • Слайд 64

    Изоляция – негативные стороны

    Обсессивный тип личности паттерн жизни отражает завышенную оценку значимости рассуждений и недооценку чувств

  • Слайд 65

    Интеллектуализация

    вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта Человек разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции

  • Слайд 66

    человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе Эго Он не плачет и не дает импульсивный, “сопляческий” ответ

  • Слайд 67

    если человек оказывается неспособным оставить защитную когнитивную неэмоциональную позицию, то другие склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним Секс, добродушное поддразнивание, проявление артистизма и другие соответствующие взрослому человеку формы игры могут быть излишне ограничены у такого человека

  • Слайд 68

    Рационализация

    Бенжамин Франклин заметил: “Так удобно быть разумным созданием: ведь это дает возможность найти или придумать причину для всего, что ты собираешься сделать” (цит. по K. Sil­verman, 1986)

  • Слайд 69

    Рационализация – игры:

    «Зеленый виноград» «Сладкий лимон» Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим рационализатором он является Человек ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения

  • Слайд 70

    Рационализация

    фактически все может быть — и бывает — рационализировано (родитель, который бьет ребенка; равнодушный терапевт, повышающий оплату; человек, сидящий на диете)

  • Слайд 71

    Морализация

    Близка к рационализации Человек ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении направляет желания в область оправданий или моральных обязательств

  • Слайд 72

    Окружающие считают морализацию забавной или смутно неприятной Гитлер Испанская инквизиция «Я делаю дорогостоящую пластическую операцию, потому что моя работа обязывает меня хорошо выглядеть»

  • Слайд 73

    Моральный мазохизм(Reik, 1941) Некоторые обсессивные и компульсивные личности Данная защита может быть расценена как “зрелый” механизм, но при этом она может быть непроницаема для терапевтического вмешательства

  • Слайд 74

    Компартментализация(раздельное мышление)

    разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги Разрыв между несовместимыми мысленными установками без осознания этого противоречия

  • Слайд 75

    Обыденные примеры компартментализации

    одновременная вера в Правило Золотой середины и стремление к Первому Номеру; признание важного значения открытой коммуникации и в то же время отстаивание своего нежелания разговаривать с кем-то; сожаление по поводу предубеждений и шутки по национальному вопросу

  • Слайд 76

    Патологические примеры компартментализации

    Жестокие гуманисты Грешные проповедники Преступные борцы за справедливость При конфронтации человек, использующий раздельное мышление, будет рационализировать противоречия, чтобы избавиться от них.

  • Слайд 77

    Аннулирование (undoing)

    считается более зрелой версией расщепления бессознательная попытка уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект магическое, суеверное поведение религиозные ритуалы

  • Слайд 78

    возвращение супруга домой с подарком, который предназначен для компенсации вспышки гнева накануне вечером. Если мотив осознается это НЕ аннулирование. Если чувство стыда или вины не осознается- это аннулирование.

  • Слайд 79

    79-летняя среднего достатка женщина кавказской национальности, которая была обследована по поводу психологии альтруизма как черты характера (McWilliams, 1984), долгие годы своей жизни посвятила делу признания равенства цветных. В ее анамнезе имеется упоминание о неумышленном оскорблении цветной женщины, которую, будучи 9-летней девочкой, она очень любила.

  • Слайд 80

    термин, обозначающий бессознательную попытку уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект. Ярким примером аннулирования может служить возвращение супруга домой с подарком, который предназначен для компенсации вспышки гнева накануне вечером

  • Слайд 81

    Поворот против себя

    перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Люди предпочитают заблуждаться, считая, что трудности — это скорее их вина, чем чья-то еще. Автоматическое и компульсивное использование данной защиты является общим для депрессивных личностей и в некоторых случаях мазохистического характера.

  • Слайд 82

    Смещение

    перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.

  • Слайд 83

    Классический сюжет о том, как мужчина, которого обругал начальник, пришел домой и наорал на жену, отшлепавшую детей, которые в свою очередь побили собаку

  • Слайд 84

    Реактивное образование

    преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение Сестра дошкольного возраста, которую оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность и заботу, “любить ребенка до смерти”: обнимать слишком сильно, петь ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее

  • Слайд 85

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 86
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке