Содержание
-
Психология чтения
Презентацию подготовила студентка 5 курса 2 группы Фомина Оксана Вячеславовна
-
Чтение – сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функцией зрительного анализатора. Основная задача чтения: понимание письменного сообщения.
-
-
Области коры головного мозга, задействованные в процессе чтения
заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы коры левого полушария.
-
Анализаторы, принимающие участие в организации акта чтения
Зрительный Речедвигательный анализаторы Речеслуховой психофизиологическая основа процесса чтения
-
Соотношение процессов восприятия и понимания
-
Направления движений глаз во время чтения
(регрессии) Восприятие слов читаемого, т. е. сам процесс чтения, происходит в момент фиксации, остановки глаза на строке. В процессе непосредственного движения глаз восприятия читаемого не происходит.
-
кораблекрушение предзнаменование расп… распоряжение - расположение
-
Уровни процесса чтения
-
Смысловая догадка
- это возможность читающего предвосхищать дальнейших ход мысли автора. Смысловая догадка в пределах: Слова Фразы Контекста Это событие займет особое … м место.
-
Модель развития навыка чтения (Marshet al. и Frith)
а) логографическое чтение, б) альфабетическое чтение, в) ортографическое чтение.
-
Ступени формирования навыка чтения (по Т.Г. Егорову)1) овладение звуко-буквенными обозначениями
Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периода. Показатели успешного овладения звуко-буквенными обозначениями: а) Ребенок дифференцирует звуки речи, т. е. у него имеется четкий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикулярно. б) У ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. Ребенок умеет отвлекаться от второстепенных свойств звуков и выделяет фонему.
-
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем), б) фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи), в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв), г) пространственных представлений, д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
-
2) послоговое чтение
Единица чтения – слог. Имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово. Особенно часто повторяются при чтении длинные и трудные слова. Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого, не сливается с процессом восприятия, а следует за ним. Остается трудность синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по структуре слов, трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.
-
3) ступень становления синтетических приемов чтения
является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам. Значительную роль играет смысловая догадка. Ребенок часто заменяет слова, окончания слов, т. е. у него наблюдается угадывающее чтение. Происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста. Более зрелым является синтез слов в предложении. Темп чтения на этой ступени возрастает.
-
4) ступень синтетического чтения.
Целостные приемы чтения: слова, группы слов. Процессы осмысливания содержания превалируют над процессами восприятия. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Темп чтения довольно быстрый. Понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи. Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.
-
Использованная литература:
Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб: ИД «МиМ», 1997. – 286 с. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.