Содержание
-
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
-
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением. Признаки: 1. Органическая обусловленность нарушений психического развития. 2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме. 3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.
-
При умственной отсталости страдают: 1. Мышление 2. Восприятие 3. Память 4. Речь 5. Внимание 6. Эмоционально-волевая сфера 7. Деятельность
-
ЭТИОЛОГИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (данные по Н.Д. Исаеву) ЭНДОГЕННЫЕВРОЖДЁННЫЕ ПРИОБРЕТННЫЕ (внутренние)
-
Критерии выраженности умственной отсталости по МКБ – 10
-
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
-
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задержка психического развития (далее ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о парциальной несформированности, или об умственной отсталости.
-
-
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
-
Задержка психического развития КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГОСОМАТОГЕННОГО ПСИХОГЕННОГО ЦЕРЕБРАЛЬНО- ОРГАНИЧЕСКОГО
-
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – психический, или психофизический инфантилизм по типу психической неустойчивости (эмоционально-волевая сфера ребёнка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития). Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре. СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – обусловлено длительной соматической недостаточностью (хронические инфекции, аллергические состояния, врождённые пороки развития внутренних органов и т.д.). Характерны неврозоподобные черты психики: неуверенность, робость, астеническая капризность, а также явления гиперопёки, в которых нередко воспитывается соматически нездоровый ребёнок.
-
ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ - связано с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Длительно действующее неблагоприятное психотравмирующее воздействие на нервную систему ребёнка может приводить к стойким сдвигам в нервно-психической сфере и нарушению психического (в первую очередь - эмоционального) развития. В условиях безнадзорности (гипоопека) у детей преобладают явления психической неустойчивости: отсутствие чувства долга и ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность и повышенная внушаемость. В условиях изнеживающего воспитания (гиперопека) преобладает эгоцентризм и эгоизм, установка на опеку; не формируется способность к волевому усилию, труду, самостоятельности. В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Такие дети несамостоятельны, отсутствует инициатива, активность, уверенность в себе.
-
ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – связано с органической недостаточностью нервной системы, вследствие рядов пороков генетического развития, патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесённых на первых годах жизни. В отличии от умственной отсталости, вредоносный фактор чаще воздействует на более поздних этапах онтогенеза и выражен менее грубо. В анамнезе часто отмечается замедленное становление статических и локомоторных (двигательных) функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. В соматическом состоянии наблюдается задержка физического развития. В неврологическом состоянии нередки гидроцефальные стигмы, нарушения черепно-мозговой иннервации. В психическом статусе тесно переплетены признаки задержки психического развития и органической повреждённости нервной системы.
-
ТИПИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР Наивность, несамостоятельность, непосредственность. Ребёнок не воспринимает и не выполняет школьные требования. Затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Замедленно воспринимает и перерабатывает информацию. Для более полного восприятия нуждается в наглядно-практической опоре и в предельно развёрнутой инструкции. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормально развивающегося ребёнка. Успешное овладение школьными знаниями невозможно без достаточного уровня развития познавательных процессов, а у детей с ЗПР отмечается парциальная несформированность психических функций. Наличие инфантилизма негативно сказывается на осознании себя как ученика, установления межличностных контактов, на развитии всей личностной, эмоционально-волевой сферы.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР МЫШЛЕНИЕ – отставание в развитии мышления. Неравномерное развитие видов мышления. Значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении. ВНИМАНИЕ – недостаточный уровень внимания. Дети рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 10-15 минут. ПАМЯТЬ – значительно ослаблена. Ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации. Дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. ВОСПРИЯТИЕ – низкий уровень развития восприятия связан с недостаточностью, фрагментарностью знаний детей об окружающем мире. Значительно замедлен процесс переработки воспринятой информации. РЕЧЬ – развивается с отставанием от возрастной нормы. МОТОРИКА – наблюдаются нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и чёткость непроизвольных движений. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. ЭМОЦОНАЛЬНАЯ СФЕРА – постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
-
-
-
-
Список литературы: Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие/ О.В. Вольская и др. Нарушения поведения и развития у детей: Книга для хороших родителей и специалистов /Под ред. Л.С. Чутко. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.