Содержание
-
Тема 4. Задержанное психическое развитие
Учебные вопросы: Задержка психического развития. Причины. Задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями. Классификации задержки психического развития. Синдром минимальной мозговой дисфункции. Психологическая характеристика познавательной деятельности детей со слабовыраженными отклонениями.
-
Задержка психического развития (ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития ребёнка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственных способностей, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объёмом памяти.
-
Задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями Разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений. Проведение дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции. Разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения, развития и индивидуальными возможностями детей с данным типом нарушений.
-
Классификация задержки психического развития (М. С. Певзнер) Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм). Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
-
Причины задержки психического развития (М. С. Певзнер и Т. А. Власова) Неблагоприятное течение беременности, связанное с: - болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); - хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); - токсикозами, особенно во второй половине беременности; - токсоплазмозом; - интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; - несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору. Патология родов: - травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, щипцы); - асфиксия новорожденного и ее угроза. Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
-
Классификация задержки психического развития(клинические типы ЗПР К.С.Лебединской)
Конституционального происхождения Гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развитии, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
-
Соматогенного происхождения Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.
-
Психогенного происхождения Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Классификация задержки психического развития(клинические типы ЗПР К.С.Лебединской)
-
Церебрально-органического происхождения Легкая дисфункция головного мозга. Отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определенная монотонность, преобладание двигательной расторможенности. Классификация задержки психического развития(клинические типы ЗПР К.С.Лебединской)
-
Синдром минимальной мозговой дисфункции (легкая дисфункция мозга - ЛДМ) синдром, обозначающий легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего, резидуально–органической природы.
-
Факторы риска Поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды. Патологическое течение предыдущих беременностей. Хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности. Психосоциальные факторы: нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы и т.д.). Наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье. Низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 г) масса ребенка при родах. Патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением.
-
Симптомы минимальной мозговой дисфункции повышенная умственная утомляемость; отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала; плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты; укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду.
-
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Заметное с нормой снижение результативности первых попыток запоминания. Несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания). Сниженный объем запоминания. Повышенная тормозимость следов побочными воздействиями. Нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов. Несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти. Медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного возраста Сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения). ПАМЯТЬ
-
Ощущение, восприятие и внимание Общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Смешение существенных и несущественных признаков. Преимущественная фиксации внимания на видимых различиях объектов. Отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.
-
Мышление Отсутствует готовность к интеллектуальному усилию. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения. Ограниченный объем анализа. Преобладание анализа над синтезом. Редкое использование обобщенных терминов, понятий. Овладение элементарными формами классификации. Отставание в развитии всех форм мышления.
-
Речь Недостаточная дифференци-рованность восприятия речевых звуков, оттенков речи. Бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграматизмов, дефекты артикуляторного аппарата. Отсутствует чувствительность к нормам употребления языка, используются атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.