Содержание
-
Развитие и применение системных методов
-
Список литературы
П.Я.Гальперин Введение в психологию. М., 1976]. П.Я.Гальперин Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985. М.А.Степанова Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С.Выготский и П.Я.Гальперин, 2005 г.].
-
Теория поэтапного формирования умственных действий учащихся (ТПФУД) П.Я.Гальперина
П.Я.Гальперин в (1901-1988) за основу принял идеи Л.С. Выготского, следуя которому, психика человека имеет прочные связи с поведением: регулируя поведение человека, можно влиять на его психику. Он пытался обосновать понимание психической деятельности как результата переноса внешних материальных действий в план восприятия, представлений и понятий. Процесс переноса, по П.Я.Гальперину, осуществляется поэтапно.
-
Знание этапов формирования умственного действия открывает возможность контролировать процесс его образования Контроль за ходом развития действия предполагает наличие следующих условий: а) создание адекватной мотивации; б) обеспечение правильного выполнения нового действия; в) воспитание его желаемых свойств и превращение его в действие заданной формы. Совокупность этих условий получила название «поэтапное формирование».
-
Первый этаппредполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося, предварительное ознакомление с целью действия, так как только в этом случае, когда цель задания совпадает с мотивом, можно считать действия деятельностью. Второй этапсвязан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности (действия) (ООД) . Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентационных, исполнительных и контрольных функций. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможности переноса их в другие условия зависят от полноты ориентировочной основы этих действий.
-
Третий этап– выполнение действий во внешней форме, материальной или материализованной, т.е. с помощью каких-либо моделей, схем и т.п. Эти действия включают не только ориентационные, но и исполнительные, и контрольные функции. На этом этапе от учащихся требуется словесное сопровождение (проговаривание вслух) совершаемых операций и их особенностей. Четвертый этаппредполагает внешнюю речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря речевому (устному или письменному) оформлению и отрыву от материализованных средств. Пятый этап– этап внутренней речи, на котором действие приобретает умственную форму. Наконец, шестой этапсвязан с выполнением действия в умственном плане.
-
Достоинством концепции поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивирования самоуправления учебно-познавательной деятельностью
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.