Презентация на тему "Виды эвристических методов и области их применения"

Презентация: Виды эвристических методов и области их применения
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Виды эвристических методов и области их применения" по психологии. Презентация состоит из 32 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.57 Мб.

Содержание

  • Презентация: Виды эвристических методов и области их применения
    Слайд 1

    Виды эвристических методов и области их применения

    Лекция 3

  • Слайд 2

    2. Понятие и условия применения

    Эвристические методы исследований основаны на логических правилах и приемах, генерируемых мышлением. Условия применения: качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров, отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования; большая неопределенность исходных данных для анализа; отсутствие четкого предметного описания и математической формализации предмета оценки; нецелесообразность и недостаток времени и средств для исследования с применением формальных моделей на первых этапах обоснования управленческих решений; отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования; экстремальность анализируемой ситуации.

  • Слайд 3

    3. Виды эвристических методов

  • Слайд 4

    4. Виды методов научного познания

  • Слайд 5

    5. Фундаментальные методы научного познания

    Дедукция – процесс логического вывода, логический переход от предпосылок к следствиям Индукция – обобщение, связанное с предсказанием результатов наблюдения или опыта Анализ – процедура мысленного или реального разделения объекта исследований на составные части и изучение каждой составляющей отдельно Синтез – соединение различных элементов в единое целое

  • Слайд 6

    6. Сравнение и типология

    Сравнение – суждение о сходстве объектов, выявление количественных и качественных характеристик, составление классификации. Типология – расчленение систем объектов и их группирование с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа

  • Слайд 7

    7. Виды типологий

    Морфологическая– поиск некоторого неизменного «археотипа», плана строения Сравнительно-историческая – отображение системы в ее развитии Структурная – выделение элементов с одинаковой структурой Метод идеальных типов – абстрактная конструкция, с которой сопоставляются изучаемые объекты Метод конструированных типов – тип, некий объект, выделяемый по ряду критериев из всего множества и рассматриваемый в качестве представителя этого множества

  • Слайд 8

    8. Морфологический анализ

    Предложен швейцарским астрофизиком Цвикки. Строится таблица, в которой перечисляются все основные элементы и указывается число возможных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. ЭТАПЫ: Точно сформулировать проблему. Определить важнейшие элементы объекта. Определить варианты исполнения элементов. Занести их в таблицу. Оценить все имеющиеся в таблице варианты. Выбрать оптимальный вариант.

  • Слайд 9

    9. Пример морфологического анализа

    Поиск нового вида упаковки для соков

  • Слайд 10

    10. Примеры типологических группировок

  • Слайд 11

    11. Примеры типологических группировок

  • Слайд 12

    12. Задачи экспертных оценок

    Определение целей развития Экстренный прогноз Сценарии ожидаемого развития ситуации Генерирование альтернативных вариантов Определение рейтингов Оценочные системы Принятие коллективных решений

  • Слайд 13

    13. Функции экспертных оценок

    Функции экспертных оценок в социологии оценка состояния; оценка причин явления или процесса; прогноз тенденций развития социальных процессов; выработка форм и методов решения социальной проблемы Функции экспертных оценок в экономике и управлении выбор варианта управленческого решения; определение перспективных направлений использования имеющихся в организации технологий; согласование мнения между различными уровнями управления; проведение полной и адекватной оценки ситуации, сложившейся на предприятии, в отрасли и пр. Особое значение экспертные методы имеют в условиях нестабильной экономики, когда степень неопределенности в исходе различных социально-экономических ситуаций становится все более значимой.

  • Слайд 14

    14. Требования к экспертам

    Критерии выбора экспертов квалификация и опыт; владение методами экспертной оценки; специализация; представление обо всех звеньев технологической цепочки и уровней управления. Определение квалификации эксперта Число переменных, которые, по его мнению, существенны для принятия решения. Эксперт использует меньше переменных, чем не эксперт. Оценка важности этих переменных с его точки зрения. Скорость или эффективность идентификации экспертом качественных различий между переменными. Собственная оценка экспертом своих возможностей и квалификации. Достоверность предыдущих заключений эксперта.

  • Слайд 15

    15. Виды экспертных методов

  • Слайд 16

    16. Индивидуальные экспертные оценки

    Индивидуальные экспертные оценки используют мнение экспертов-специалистов соответствующего профиля. Метод интервьюбеседа с экспертом по схеме вопрос—ответ в соответствии с заранее разработанной программой . Успех оценки зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по разным вопросам. Аналитический методсамостоятельная работа эксперта над анализом ситуации с составлением докладной записки. Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам.

  • Слайд 17

    17. Метод непосредственной оценки

    Процедура приписывания объектам числовых значений в шкале интервалов. Это значение соответствует степени влияния того или иного объекта на наблюдаемый результат. Измерение предпочтения в шкале интервалов можно выполнить с высокой степенью доверия только при хорошей информированности экспертов о свойствах объектов и предметной области. Вместо непрерывной числовой оси можно применять балльную оценку, которая использует 5-, 10-, 100-балльные шкалы.

  • Слайд 18

    18. Пример обработки мнения эксперта при непосредственной оценке

  • Слайд 19

    19. Виды коллективных экспертных методов

    Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов.

  • Слайд 20

    20. Метод «коллективной генерации идей»

    метод коллективной генерации идей («мозговой атаки»)вначале группа экспертов генерирует идеи , затем их деструктурируют (критикуют) с выдвижением контридей и вырабатывается согласованная точка зрения. Разработан американцем А. Осборном. Нечто подобное использовали 400 лет назад индийские мастера Хинду во время своих собраний: запрещались критика и дискуссии, каждый мог свободно выражать свои идеи, оценка делалась позже.

  • Слайд 21

    21. Этапы метода генерации идей

    Создается группа 10-15 экспертов группа анализа составляет проблемную записку, в которой формулируется проблемная ситуация и содержится описание метода и проблемной ситуации. Продолжительность «мозговой атаки" — не менее 20 мин и не более 1 ч в зависимости от активности участников. Формируется перечень идей, идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам. Каждая идея подвергается всесторонней критике со стороны группы высококвалифицированных специалистов. Группа состоит из 20—25 человек. Дается оценка критических замечаний и составляется список практически реализуемых идей.

  • Слайд 22

    22. Метод «635»

    Одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры 6, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти минут. Лист ходит по кругу. За полчаса каждый эксперт запишет 18 идей, а все вместе — 108. Структура идей четко определена. Метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.

  • Слайд 23

    23. Этапы метода «Делфи»

    Разработан Т. Гордоном и О. Хелмером (США) в 1964 г. Используется при прогнозировании развития науки и техники, инвестиций. Индивидуальный опрос экспертов в форме анкет-вопросников. Статистическая обработка на ЭВМ и формирование коллективного мнения группы. Выявление и обобщение аргументов в пользу различных суждений. Результат сообщается экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Процедура может повторяться до 3—4 раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение.

  • Слайд 24

    24. Метод комиссий

    Группы экспертов за "круглым столом" обсуждают ту или иную проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

  • Слайд 25

    25. Метод «Написания сценария»

    Установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. ПРИМЕР: описание последовательности и условий международной интеграции хозяйства стран, в частности: от каких простейших форм к более сложным должен пройти этот процесс; как он повлияет на национальное хозяйство и экономические связи стран; Возможные проблемы интернационализации хозяйства: финансовые, организационные, социальные, юридические

  • Слайд 26

    26. Программы социально-экономического отраслей и муниципальных образований

    Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогнозируемого объекта. Сценарий отражает: генеральную цель развития объекта, критерии оценки верхних уровней дерева целей, приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. последовательное решение задачи, возможные препятствия. Варианты линии поведения: оптимистическую — развитие системы в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую — развитие системы в наименее благоприятной ситуации; рабочую — развитие системы с учетом противодействия отрицательным факторам, появление которых наиболее вероятно резервную стратегию на случай непредвиденных ситуаций.

  • Слайд 27

    27. Содержание разделов региональных программ

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    28. Пример сценария социально-экономического развития (Новосибирская область)

  • Слайд 30

    29. Сравнительный анализ сценариев

  • Слайд 31

    30. Обязательное указание целевых индикаторов

  • Слайд 32

    Лекция закончена

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке