Содержание
-
Теоретико-методологические проблемы психологии
Темы семинарских занятий
-
Семинарское занятие № 1: Философский уровень методологии научного познания.
Натуралистическая философия XVIII столетия – методология психологии XIX ст. Взгляды на науку и ее задачи Ф.Бекона, Р.Декарта, И. Канта. Позитивизм и неопозитивизм. Реализм в американской и европейской философии. Прагматизм. Его основные представители. Структурализм. Философская антропология. Логический эмпиризм. «Венский кружок».Взгляды Л.Витгенштейна. Фальсификационизм К.Поппера. Концепция научных революций Т.Куна. Эпистимологический анархизм П.Фейерабенда. Межнаучный уровень методологии. Принципи научного познания. Системний подход. Герменевтика и синергетика
-
Литература: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 541 с. Никифоров А.Л. Философия и история науки.-М.: Идея-Пресс, 2008. – 176с. Философия науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 496 с. Буржуазная философия ХХ века/ под ред. Л.Н.Митрохина, Т.И.Ойзермана, Л.Н.Шершенко. – М.: Политиздат, 1974. – 335 с. Любой учебник по философии и истории науки. Интернет
-
Семинарское занятие № 2:Методологические аспекты психологической науки
Основные этапы развития психологической науки и практики. Структура современной психологической науки и практики. Основные отрасли современной психологии. Место психологии в структуре современной науки. Смена предмета психологического анализа в истории психологии. Дискуссии о предмете психологии в ХХ ст. Проблема методов исследования психологических явлений в истории психологии. Классификации методов психологического познания.
-
Литература: Егорова Э.Н. Основные этапы становления психологической науки и практики. Структура современной психологической науки и практики. – В Сб. : Фундаментальные и прикладные психологические исследования в практиках ведущих научных школ: реалии и перспективы – Международная коллективная монография. –Макеевка, МЭГИ, Донецк, СвітКниги, 2012 – с. 68- 94. Маклаков А.Г. Общая психология (гл. 1) – СПБ., 2000. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.: в 2-х т. – Р/Д. – 1996. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. Рогов Е.И. Общая психология (гл.1). - М., 1995 Учебники по общей психологии и истории психологии. Интернет
-
Рефераты к семинарскому занятию № 2
Академическая (теоретическая) психология. Ее задачи и методы. Основные отрасли академической психологии. Школы зарубежной академической психологии. Прикладная психология. Основные отрасли прикладной психологии. Ее задачи и методы. История развития. Практическая психология. Основные теории и направления. История становления. Психотехнология. История развития. Структура современной психотехнологии. Литература: Егорова Э.Н. Основные этапы становления психологической науки и практики. Структура современной психологической науки и практики. – В Сб. : Фундаментальные и прикладные психологические исследования в практиках ведущих научных школ: реалии и перспективы – Международная коллективная монография. –Макеевка, МЭГИ, Донецк, Світ Книги, 2012 – с. 68- 94. Учебники по истории психологии Интернет
-
Семинарское занятие № 3:Проблема объективности научного знания в психологии.
Понятие парадигмы в науке. Проблема парадигмы в психологии. Естественно-научная и гуманистическая парадигмы в психологии. Методы построения научного знания. Требования к научной теории. Методология научного исследования Классификация методов научного исследования в психологии. Валидность, надежность, точность, однозначность как показатели достоверности научного исследования. Виды исследований в психологии. Критерии эффективности научных исследований
-
Литература: Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. – М.,1989. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 541 с. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.,1993. Мазилов В.А. Методология психологической науки. - Ярославль: МАПН, 2003. Никифоров А.Л. Философия и историянауки.- М.: Идея-Пресс, 2008. – 176с. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М., 1983. Рузавин Г.И. Научная теория: логический и методологический анализ. – М., 1978. Философия науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 496 с. Интернет
-
Семинарское занятие № 4:Основные категории психологической науки
Понятие категория в науке. Категоризация как отнесение психологических явлений к определенного классу. Категориальный анализ и его роль в психологическом познании. Базовые категории и метакатегории в психологии. Категориальный строй современной психологии Категория сознания Категория деятельности Категория отношений Категория переживания Литература: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 2001. Интернет
-
Семинарское занятие № 5:Основные принципы научного познания в современной психологии
Принцип детерминизма Принцип развития Генетический принцип Принцип историзма Принцип деятельности Принцип единства сознания и деятельности Принцип системности Принцип синергетики Литература: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 2001. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.: в 2-х т. – Р/Д. – 1996.
-
Семинарское занятие № 6:Основные теоретические проблемы психологии
Психофизическая проблема Психофизиологическая проблема Психогностическая проблема Психосоциальная проблема Психомотивационная проблема Психопраксическая проблема Литература: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 2001. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.: в 2-х т. – Р/Д. – 1996.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.