Содержание
-
«Внимание младшего школьника.
Родительское собрание. Развитие внимания.»
-
Цели:
1) дать представление о внимании и его основных свойствах; 2) ознакомить с играми и упражнениями, способствующими развитию внимания младшего школьника. 2
-
Младший школьный возраст.
Младший школьный возраст - это один из тех возрастов, который носит в себе резервы детского развития. Развитие детей в период поступления в школу и в последующий период предполагает развитие не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо-физиологических структур организма. Имеется в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и т.д. 3
-
Существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения. Если у ученика младшего школьного возраста доминирует низкий уровень развития устойчивости, объема, переключениявнимания, то предполагается, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении. Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременное усвоения материала. 4
-
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологическихкачеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. 5
-
Перваяиз них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. Втораязадача возникает в связи с тем, что возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим. Для использования имеющихся у ребенка резервов, необходимо предварительно решить две важные задачи. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далееосновные человеческие характеристики познавательных процессов:восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, 6
-
Внимательный ребёнок…
Это объясняется особенностями мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений . Даже при сосредоточении внимания младшие школьники не замечают главного, существенного. 7
-
Возникновение осмысленной ориентировки.
В 7-летнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Структура переживаний: «я злой» «я сердит» «я добрый» «я радуюсь» «я огорчён» 8
-
9
-
Основные свойства внимания:
концентрация, объём, устойчивость, распределение, переключение. 10
-
Концентрация внимания
- это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Объём внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. 11
-
12
-
Переключение внимания
- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи. 13
-
Внимание может быть:
14
-
Произвольное внимание
Учащиеся младшего школьного возраста не могут сосредотачивать свое внимание на не понятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо излагать материал просто и доступно. Нужно развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Таким образом данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. 15
-
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. 16
-
Непроизвольное внимание
Обучение младшего школьника в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. У младшего школьника непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. 17
-
Индивидуальные особенности внимания:
18
-
Индивидуальные особенности внимания: 19
-
они будут заменять буквы: гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дуб –туб, дети – бети, звонок – жвонок. Если у детей недостаточно развитаустойчивость внимания, то - Если у детей не сформировано произвольное внимание, то - Они пропускают буквы в словах: тава –трава. В примерах пропускают цифры и знаки: 14-6=9 : 1… - 6=9; 14 – 6… 9; 20
-
Если ребёнок переставляет слоги в словах, то:
- это связано с неустойчивостью внимания: стройка – сытыройка, проходили – прохолиди, собрались – собрасьли, трава - твара. Если ребёнок добавляет в слова гласные, то - это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например: дрова –дорова, стройка – сытыройка. 21
-
Внимание – это не раз и навсегда данное качество!
Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа. 22
-
Спасибо за внимание ! 23
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.