Содержание
-
Деловаякоммуникация:Функциональные основы официально-делового стиля. Понятие о документеСотова Ирина Алексеевна, д.п.н., профессор, Ивановский государственный университет
-
Официально-деловой стиль
функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу административно-правовой общественной деятельности (деловые отношения, области права, законотворчества и законодательства). Основные черты: безличность, официальность, безэмоциональность изложения; точность, не допускающая инотолкования; стандартизованность.
-
Подстили официально-делового стиля
Законодательныйподстиль обслуживает сферу создания нормативных актов. Юрисдикционный – сферу применения законов в практике правоохранительных органов. Дипломатический – сферу межгосударственных отношений. Административный (канцелярский) – сферу управления в широком смысле (финансовое регулирование, управление собственностью и пр.) и коммерции.
-
Лексические признаки официально-делового стиля речи
Языковые штампы (клише):ставить вопрос, на основании решения, по истечении срока. Профессиональная терминология: законодательство, акт, полномочия, взимание, юридическое лицо. Процедурная лексика: производить расчет, денежные средства, торговый процесс. Номенклатурная лексика (номенклатура наименований, должностей, товаров): ОАО – открытое акционерное общество, главный научный сотрудник. Слова с окраской официально-делового стиля: надлежащий, нижеподписавшийся, вышеуказанный. Недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях.
-
Тяготение к обобщенной лексике проявляется – в предпочтении родовых обозначений с широкой и бедной семантикой: прибыть (вм. приехать, прилететь), транспортное средство (вм. автобус, самолет) и т.п. – в использовании т.н. «процедурной» лексики (подчеркивается «юридическая» сущность явления): нарушение трудовой дисциплины (это может быть опоздание, прогул, явка на работу в нетрезвом виде и т.д.), срыв графика поставок (задержка в пути, несвоевременная отгрузка товара и т.д.), нести ответственность (подвергаться в случае нарушений штрафам, материальным взысканиям, уголовному преследованию и т.д.)
-
Стандартизация лексической сочетаемости ведет к появлению устойчивых сочетаний: – контроль обычно возлагается, сделка – заключается, платеж – производится, счет - выставляется (или оплачивается), цена – устанавливается, право – предоставляется, позиции бывают конструктивными / неконструктивными; необходимость - настоятельной; скидки - значительными; разногласия – существенными / несущественными и т.д. – «расщепленные» сказуемые: рассчитываться – производить расчет , дополнять – вносить дополнения, поручать – давать поручения, отвечать – нести ответственность, решать – принимать решения, уточнять – вносить уточнения.
-
Путь становления слова АППАРАТ как лексической единицы официально-делового стиля
Латинский язык: apparatus «снаряжение, оборудование» Французский язык: apparaeil «прибор» Русский язык (пер. четверть XIX века) в значении: свойства + функции 1) прибор (телефонный аппарат), выполнение функций 2) совокупность органов по функции (дыхательный аппарат), функции + совокупность чего-л. 3) офиц. совокупность учреждений, обслуживающих к.-л. область (государственный или торговый аппарат), 4) офиц. совокупность сотрудников, учреждений, организаций к.-л. области управления (госаппарат, аппаратные структуры власти)
-
Морфологические признаки официально-делового стиля речи
Существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием: налогоплательщик, арендатор, свидетель. Существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода: инспекторИванова. Сочетания с отглагольными существительными: установление контроля, несоблюдение условий. Инфинитивные конструкции: провести осмотр, оказать помощь. Глаголы настоящего времени страдательного залога в значении обычно производимого действия («настоящее предписания»): занеуплату взимается штраф.
-
Сложные слова, образованные от двух и более основ: квартиросъемщик, работодатель, вышеуказанный и т.п. Составные наименования: транспортные средства, заработная плата, должностное лицо. Производные предлоги: в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании. Преобладание имен существительных над местоимениями: существительные местоимениями не заменяются и повторяются для достижения точности. «Нанизывание» родительного падежа в цепочке имен существительных: для применения мер общественного воздействия, в целях широкой гласности работы органов государственного контроля.
-
Синтаксические признаки официально-делового стиля речи
Употребление рядов однородных членов: штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. Использование пассивных конструкций: платежи вносятся в указанное время. Преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных с придаточными условными: При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.
-
Делопроизводство
– это деятельность, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Делопроизводство включает в себя: • обеспечение своевременного и правильного создания документов (документирование); • организацию работы с документами (прием, обработку, передачу, учёт, регистрацию, контроль, хранение, систематизацию, подготовку для сдачи в архив или уничтожение).
-
Документирование. Документ
Термин документирование означает процесс создания документа. Стандарт определяет документирование как регламентированный процесс записи информации на различных носителях по установленным правилам, обеспечивающий её юридическую силу. Результатом документирования является документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. (Стандарт ГОСТ Р51141-98)
-
Документный текст
функционально, содержательно, структурно и нормативно завершенное речевое единство, являющееся основным смысловым и коммуникативным компонентом документа. является важным практическим инструментом деловой коммуникации и представляет собой сложный лингвистический объект, требующий специального изучения.
-
Особенности документного текста
Высокий уровень унифицированности Унификация - приведение к единой форме, к единообразию. ГОСТ Р 6.30-2003 не только определяет состав и позиции реквизитов организационно-распорядительных документов, но и предписывает использование определенных лингвистических средств в тех или иных позициях документного текста.
-
Ограничение компонентного состава введение ограничителей, запрещающих использование широкого спектра языковых единиц, противоречащих правилам, традициям и условиям документной коммуникации. Использование невербальных составляющих (таблиц, графиков, схем, диаграмм и других формально-графических компонентов).
-
Безóбразностьпредполагает не только однозначность в понимании содержания документных текстов, но и отсутствие каких-либо эмоциональных окрасок документного текста в целом или его частей. Ситуативность проявляется в однозначной и содержательно обусловленной связи между событием, сложившейся ситуацией и документом как реакцией на ситуацию.
-
Неоднородность текстов Многообразие документируемых ситуаций, различные цели документов способствуют появлению довольно большого типологического разнообразия документных текстов. Терминированность текстов Наряду с терминологией, относящейся к документоведению и документационному обеспечению управления, в текстах документов используются термины различных областей управления, экономики, юриспруденции и др., в которых составляемые документы должны работать.
-
Монологичность(представлен один автор) и косвенная форма изложения (отсутствие цитат, нейтральность, объективность изложения). Коммуникативная полнота Текст, входящий в документ, исчерпывает фрагмент реальной действительности, которому документ посвящён: документные тексты практически не предполагают продолжения самих себя, возможно лишь появление нового документа.
-
Лингвистические нормы документного текста
Текстовые нормы Регулируют закономерности построения документа, развёртывания его содержательной схемы (форма документа). Языковые нормы Регулируют закономерности отбора языковых средств для наполнения содержательной схемы документа (язык документа).
-
Форма документа
Под формой документа понимается набор и расположение его реквизитов (содержательно-композиционная схема). Реквизит – обязательный содержательный элемент, обеспечивающий юридическую силу документа.
-
Общие функции документов
– информационная (любой документ создается для сохранения информации, т.к. необходимость зафиксировать информацию – причина появления документов); – социальная (документ является социально-значимым объектом, поскольку любой документ порожден той или иной социальной потребностью); – коммуникативная (документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры, в частности между учреждениями); – культурная (документ – средство закрепления и передачи культурных традиций).
-
Специфические функции документов
– управленческая (документ является инструментом управления. Этой функцией наделены так называемые управленческие документы, специально создаваемые для реализации целей управления); – правовая (документ является средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе); – функция исторического источника (документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества).
-
Нормативная база делопроизводства
• законодательные и правовые акты РФ; • ГОСТ; • нормативные документы; • классификаторы; • Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).
-
Государственные стандарты в делопроизводстве
• ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». • ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». • ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения». • ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения».
-
• ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца». • ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования». • ГОСТ Р 34.10-2001 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи».
-
Задание к практикуму
Познакомьтесь с типами документов: приказ, распоряжение, акт, справка, служебная записка, заявление, жалоба, объяснительная записка, трудовой договор/контракт, доверенность; письмо-запрос, письмо-предложение (оферта), письмо-претензия (рекламация), письмо-ответ на рекламацию, товарное предложение (рекламное письмо); резюме (самореклама). Составьте реферативное сообщение о структуре и языковых особенностях какого-либо документа, служебной бумаги или официального письма. Распределите задание в группе так, чтобы все типы документов получили освещение в ходе занятия.
-
Вопросы для самопроверки
Чем обусловлено существование в литературном языке официально-делового стиля? Какие сферы общественной деятельности он обслуживает? Каковы специфические отличительные черты официально-деловой письменной речи? Назовите и охарактеризуйте их. Как соотносятся понятия документирование, документ, документный текст? Каковы основные особенности документного текста? Назовите и охарактеризуйте их.
-
Какие общие и специфические функции выполняют документы? Что составляет нормативную базу делопроизводства? Чем характеризуются особенности выбора лексических и грамматических средств в процессе языкового наполнения схемы документа? Что включает в себя понятие культура официальной переписки?
-
Рекомендуемая литература
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: Требования к оформлению документов/ Государственный стандарт Российской Федерации. М., 2003. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. 3-е изд., перераб. и доп. / В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; под ред.И.К. Корнеева, В.А. Кудряева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Кушнерук С.П. Документная лингвистика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Флинта: Наука, 2008. 256 с. Составление и оформление служебных документов: Практическое пособие для коммерческих фирм / Т.В. Кузнецова. М., 2000. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству: Руководство к составлению. М., 2004.
-
Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. Л.Ю. Иванова и др. М., 2003. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 2000. Журнал «Секретарское дело» (выходит с 1996 г.) / http://www.sekretarskoe-delo.ru Журнал «Делопроизводство» (выходит с 1997 г.) / http://www.top-personal.ru/officeworks.html Сайт издательского дома «Управление персоналом» / http://www.top-personal.ru Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М., 1999. / http://evartist.narod.ru/text1/20.htm Большой выбор литературы по документоведению Вы найдете на кафедре русского языка и методики преподавания в 420 кабинете главного корпуса Ивановского государственного университета.
-
Благодарюза внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.