Презентация на тему "Культура эпохи абсолютизма и Просвещения."

Презентация: Культура эпохи абсолютизма и Просвещения.
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Культура эпохи абсолютизма и Просвещения.". Содержит 29 слайдов. Скачать файл 13.69 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культура эпохи абсолютизма и Просвещения.
    Слайд 1

    3. Культура эпохи абсолютизма и Просвещения. XVII в. оказался судьбоносным и поворотным для Западной Европы. Он стал началом ее развития по пути научно-технического прогресса и рационализма.

    В XVII в. Запад потрясают: &Английская буржуазная революция (1640–1660, 1688–1689 гг.), положившая начало Новому времени; &30-летняя война (1618–1648), в результате которой потерпел крах план Габсбургов о создании «мировой империи» и в Западной Европе восторжествовала идеология существования национальных государств.

  • Слайд 2

    Гуманистическая культура Возрождения испытывает кризис.

    В XVI ‒ первой трети XVII в. утрачивается утвердившаяся гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Формируется западноевропейский литературно-художественныйстиль, получивший название маньеризм.Некоторые исследователи не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития ‒ от античности до современности.

  • Слайд 3

    Еще существовало равновесие между феодализмом и развивающимся капитализмом, который оказывал пока еще слабое влияние на общественную жизнь. В же время это был век, уже наполненный противоположностями:

    Абсолютная и ограниченная монархии, буржуазная республика; католицизм и протестантство; гуманизм и буржуазный индивидуализм. Все они оказывали свое влияние на науку и искусство, которые приобретали все более преобразовательный характер. Вслед за Италией национальные культуры возникают в других странах.

  • Слайд 4

    Париж превращается в общепризнанный центр культуры, а Европа становится континентом, на котором начали зарождаться элементы мировой культуры.

    Могущественные государства Западной Европы начинают диктовать свои правила экономического, социально-политического и культурного общежития. Западный мир облетает девиз Ф. Бэкона: «Знание – сила!». Европа обладала и тем, и другим.

  • Слайд 5

    Возникает стиль барокко – ведущее стилевое направление в искусстве Европы и Америки с середины XVI  в.

    Для стиля характерны грандиозность, пышность, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствию прямых линий. Для барокко свойственна тенденция к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, оратория), торжественное монументально-декоративное единство.

  • Слайд 6

    Дворцы и храмы, городские ансамбли и усадьбы благодаря роскошной и причудливой пластике фасадов, игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность.

    Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркалами, росписями. В скульптуре и живописи использовались эффектные декоративные композиции, получили развитие парадные портреты.

  • Слайд 7

    В Италии, на родине барокко, этот стиль проявился в живописи А. Корреджо, М. Караваджо, в архитектуре и скульптуре Л. Бернини, в Нидерландах – в живописи П. Рубенса, А. ван Дейка, в Испании – в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана. В России развитие искусства барокко отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии в середине XVIII в.

  • Слайд 8

    Программные параметры барокко выражены в скульптурной группе Л. Бернини «Экстаз святой Терезы», выполненной автором для небольшой церкви Санта Мария деллаВиттория.

  • Слайд 9

    В европейской культуре XVIII в. господствует общеевропейский стиль классицизма, обратившийся к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

    Тенденции классицизма наметились в пластических искусствах Италии еще во второй половине XVI в. Однако как целостная художественная система классицизм сформировался в XVII в. лишь во Франции, в период укрепления и расцвета французского абсолютизма.

  • Слайд 10

    Классицизм основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагораживающей природе.

    Главные его темы: конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, раскрытие возвышенных героических и нравственных идеалов. Для классицизма характерны регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, строгие содержательные границы и четкие формальные признаки.

  • Слайд 11

    XVIII столетие вошло в историю Запада прежде всего как эпоха Просвещения.

    Корни его были заложены в предыдущем веке. Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее до этого привилегией узкого круга ученых, распространяется вширьи выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, попадает в светские салоны Лондона и Парижа, становится предметом обсуждениялюдей, популярно излагавших последние достижения науки и философии.

  • Слайд 12

    Уверенность в мощи и возможностях человеческого разума, в прогрессе науки, создающей условия для экономического и социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения, сформулированный еще в XVII в. Ф. Бэконом, Т. Гоббсом и Р. Декартом.

    В XVIII веке во-первых, значительно сильнее прослеживается связь науки с практикой; во-вторых, критика передовых умов Европы направляется не только против схоластики, но и метафизики, пришедшей ей на смену.

  • Слайд 13

    Из Англии идеи Дж. Локка попали во Францию, где встретили восторженный прием, потому что открывали дорогу к формированию таких черт, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.

    В работах Дж. Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека. Европейские просветители разработали довольно стройную концепцию прошлой, настоящей и будущей эволюции человечества, основу которой составили понятия: «естественное состояние», «естественное право», «природа человека», «общественный договор».

  • Слайд 14

    По мнению мыслителей, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоилась на «естественном праве», которое соответствовало «природе человека»с ее естественными качествами и принципами – свободой, равенством, братством, справедливостью, любовью и другими, присущими только человеку и отличающими его от других живых существ.

    Эти качества, как считали мыслители, рождались вместе с человеком и являлись неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Большой вклад в разработку идей Просвещения внесли, прежде всего, французские просветители.

  • Слайд 15

    Чтобы защитить свои естественные качества и принципы, между людьми было достигнуто соглашение – «естественный договор».

    Так, не по воле Бога, а в результате «естественного договора» возникло государство, а вместе с ним право, закон и власть. Отход от «естественного права» привел к неравенству и несправедливости, которые должны будут устранены и в «светлом будущем» вновь восторжествует «естественное право».

  • Слайд 16

    На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизмв лице абсолютной монархии и обскурантизмрелигии и церкви.

    Деспотизм и обскурантизм демонстрировали крайне отрицательное отношение к просвещению и науке. Поэтому возлагалисьбольшие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа». Это была утопическая мечта просветителей, веривших в силу разума, прогресс и способность человека к бесконечному самосовершенствованию.

  • Слайд 17

    Идеи Просвещения были использованы идеологами Великой французской революции.

    Концепция политического плюрализма, теория прав и свобод человека нашла свое выражение в «Декларации прав человека и гражданина», принятую Учредительным собранием 28 августа 1789 г. Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство всех граждан перед законом, объявила неприкосновенной частную собственность.

  • Слайд 18

    События на рубеже XVIII и XIX столетий на европейском континенте ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу.

    Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование. Идеи Просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение. Человечество в лице своих передовых мыслителей продолжалоискать Истину на основе Разума, а в европейскую действительность входил и утверждался капиталистический способ производства.

  • Слайд 19

    Искусство эпохи классицизма и рококо

    Внутри видов искусства идет процесс дифференциации, изменяются существующие и возникают новые его жанры. В музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории. Настоящий расцвет переживал европейский театр. В XVII в. в Англии продолжали творить В. Шекспир, в Испании – Лопе де Вега, во Франции работали блестящие драматурги – П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер. В живописи самостоятельными жанрами становятся пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт.

  • Слайд 20

    Рядом сосуществовали новые и старые идеи. Сохраняли свои позиции готика и барокко. Предпринимались попытки и глубоко осмыслить жизнь, и подойти к ней более легковесно.

    Часть общества жила по принципу: «после нас – хоть потоп», другая руководствовалась идеей, сформулированной В. Гете и выраженной в музыке Л. Ван Бетховена: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой». Сложные процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру.

  • Слайд 21

    Рококо– стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII вв. Возникло во Франции. Связано с кризисом абсолютизма. Для него характерен уход от реальной жизни в мир фантазии.

    Архитектура рококо нашло проявление в характере декора, приобретшего манерно-утонченный вид. Широкое использование получили резные и лепные узоры, завитки. В убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных рамах, многочисленные зеркала. Для живописи и скульптуры характерны пасторальные сюжеты. Преобладали рельефы, статуи и статуэтки, бюсты, предназначенные для убранства интерьеров.

  • Слайд 22

    В планировке зданий и облике зданий стиль рококо проявился мало. Влияние рококо заключалось лишь в том, что ордерные формы становились более легкими, грациозными с оттенком интимности и привлекательности. Таким примером может послужить расположенный в версальском парке королевский дворец – Малый Трианон.

  • Слайд 23

    В убранстве Версаля много барочной пышности.Зато в парке – ковры газонов, водные зеркала, прямые аллеи.

    Парк Королевского дворца в Версале. Южный партер. 1680-е гг.

  • Слайд 24

    XVIII веку суждено было стать столетием музыки.

    Огромный вклад в ее развитие внесли австрийские и немецкие композиторы – Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, проживший полвека в Англии, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен и др. Во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств. Бах был композитором и органистом, работавшим во многих музыкальных жанрах (кроме оперы). Для ряда своих произведений он использовал библейские сюжеты: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну». Бах создал произведения для органа, скрипки, виолончели, клавира (клавесина), флейты с клавесином, оркестра.

  • Слайд 25

    Людвиг Ван Бетховен.Соната № 8. Часть 3.

  • Слайд 26

    Ж.Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784 г.

  • Слайд 27

    Под воздействием Великой французской революции в Европе произошли изменения. Они нашли свое отражение в новом восприятии свободы, родины, религии. Не обошли они стороной и творчество испанского художника Ф. Гойя.

    Художник оставил целый мир образов: короли, инфанты, гранды, актрисы, ученые… В его работах отражаются и его религиозность, и прославление свободы, и «бунт против общества». В 1789 г. он стал придворным художником и мог наблюдать моральные нравы и разложение двора и правительства.

  • Слайд 28

    Ф. Гойя выполнил серии гравюр «Капричос» и «Бедствия войны». Гравюра из серии «Капричос» «Сон разума порождает чудовищ». (№ 43). 1793 –1803 гг.

  • Слайд 29

    Творчество Ф. Гойя – живой мост из «галантного» XVIII столетия в критический XIX век. Чем она удивлена, почти испугана Антония Зарате? Это тайна Гойи, который однажды сказал: «Мир – маскарад: лицо, одежда, голос – все подделка… Каждый обманывается, и никто не узнает себя».

    Ф. Гойя. «Портрет доньи Антонии Зарате». 1805 г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке