Содержание
-
6. Методология оценки конкурентоспособности
-
6.1. Сущность и принципы оценки конкурентоспособности
-
Конкурентоспособность
-
Для определения прогнозируемой конкурентоспособности
используются показатели нормируемые стандартами, техническими условиями, предусмотренные при разработке и проектировании или свойственные товарам, занимающим доминирующее положение на рынке (например, цена лидера)
-
При оценке реальной конкурентоспособности
определяться действительные значения показателей с помощью эмпирических методов, экспертных оценок, измерения и т.д.
-
Формирование цели оценки
Важно, поскольку неверно выбранная цель может исказить весь дальнейший ход оценки
-
Цели оценки конкурентоспособности товара
Прогнозируемой Прогноз успешности товара на рынке. Сопоставление товара с товарами-аналогами. Оценка инвестиционной привлекательности товара Реальной Определение позиции товара на рынке. Поиск слабых мест товара. Поиск путей совершенствования товара и повышения его конкурентоспособности.
-
Задачи оценки конкурентоспособности
Правильный выбор товара-аналога; выбор метода оценки; выбор параметров или показателей, по которым будет оцениваться товар; выбор вида представления результатов оценки.
-
Принципы оценки конкурентоспособности
-
Принципы оценки конкурентоспособности (продолжение)
-
-
-
6.2. Этапы оценки конкурентоспособности и их содержание
-
Этапы оценки конкурентоспособности товара
-
Этап 1. Исследование конъюнктуры рынка, выбор товара-аналога
-
Исследование рынка направлено на:
-
Товары-аналоги
-
Товары-аналоги должны
быть идентичны по назначению, эксплуатации и ориентироваться на ту же группу потребителей, что и оцениваемый товар
-
Этап 2. Выбор параметров (критериев) оценки
-
Этап 3. Выбор метода оценки
-
Этап 4. Сравнительный анализ параметров исследуемого товара и товара-аналога
Оценка анализируемого товара и товара-аналога по отобранным ранее показателям (как правило количественная)
-
Этап 5. Оценка конкурентоспособности
Применение выбранной методики оценки к оценке товара
-
В результате оценки конкурентоспособности товара могут быть приняты решения по изменению:
состава, структуры применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара; порядка проектирования товара технологии изготовления, методов испытаний, системы контроля качества и изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа
-
решения по изменению (продолжение)
цены товара, цен на услуги по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части; порядка реализации товара на рынке; структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт товара;
-
структуры и объема кооперационных поставок при производстве товара и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков; системы стимулирования поставщиков; структуры импорта и видов импортируемых товаров.
-
6.3. Методы оценки конкурентоспособности
-
По номенклатуре критериев
-
Методы оценки конкурентоспособности
-
В зависимости от стадий ЖЦ
-
Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления
проводятся сравнительные испытания проектируемого образца и аналогов по всем основным показателям конкурентоспособности Показатель – интегральный показатель качества
-
Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации
путем оценивания конкурентоспособности на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи объектов-аналогов Недостатки – недостоверны в условиях нехватки товара. Не дают количественного выражения показателя конкурентоспособности
-
-
Матричные методы оценки конкурентоспособности
Позволяют провести комплексную оценку конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев – товарных, сбытовых, рыночных, производственных
-
Расчетные методы
-
Расчетные методы
позволяют количественно оценить уровень конкурентоспособности и определить резервы совершенствования
-
Комбинированные методы
-
Сочетают достоинства и недостатки вышеперечисленных методов
-
Методы оценки конкурентоспособности
-
6.3.1. Единичные (дифференциальные) показатели
-
Единичный показатель конкурентоспособности
определяется как отношение величины единичного параметра качества к аналогичному параметру базового образца и находится из соотношения
-
Единичный (дифференцированный) показатель конкурентоспособности
Кi=Pi/Pni Где Кi – значение степени удовлетворения потребностей потребителя по i-му параметру; Pi – величина i-того параметра показателя степени удовлетворения потребности потребителя Pni – величина i-того параметра показателя степени удовлетворения потребности потребителя в тех или иных компонентах по данному показателю
-
Если за базу сравнения принимается образец (товар) то расчет выглядит:
Кi=Pi/Pi0 Где Кi – значение степени удовлетворения потребностей потребителя по i-му параметру; Pi – величина i-того параметра показателя степени удовлетворения потребности потребителя Pi0 – величина i-того параметра показателя образца (товара) базы сравнения
-
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности ограничен
так как определяется только единичными составляющими качества, которые рассматриваются в отдельности, а не в их взаимосвязи
-
Оценка товара дифференцированным методом может включать в себя
выбор показателей, отражающих функциональные свойства товара, его эстетичность, эргономичность; соответствие товара по определенным показателям нормативам, устанавливаемым ГОСТом или другими нормативными документами; соответствие товара зарубежным товарам-аналогам
-
6.3.2. Комплексные (групповые) показатели
-
Групповой (комплексный) показатель
определяется как производное от единичных показателей
-
Способ представления комплексного показателя конкурентоспособности
-
Комплексный показатель, выражающийся простой суммой
Ki- единичные показатели конкурентоспособности n – количество единичных показателей конкурентоспособности
-
Комплексный показатель, выражающийся как средневзвешенное единичных показателей
где Wi – весовые индексы Ki- единичные показатели конкурентоспособности n – количество единичных показателей конкурентоспособности
-
Способ представления комплексного показателя конкурентоспособности
-
Комплексный показатель, выражается через полезный эффект
К=E/Р E – полезный эффект от потребления продукции, определяемый отношением числа показателей, по которым продукция является привлекательным для потребителей к общему числу оцениваемых показателей P – цена потребления продукции
-
Комплексный показатель на основе среднего геометрического
где Ki- единичные показатели конкурентоспособности n – количество единичных показателей конкурентоспособности
-
Комплексный показатель на основе средневзвешенного геометрического
где Wi – весовые индексы Ki- единичные показатели конкурентоспособности n – количество единичных показателей конкурентоспособности
-
Способ представления комплексного показателя конкурентоспособности
-
При использовании группового (комплексного) показателя
важно определить весовые коэффициенты при параметрическом показателе. оценка весовых индексов, как правило, проводится экспертным методом.
-
Большинство подходов определения комплексного показателя
ориентированы на экспертные методы экспертные коммиссии формируются из высококвалифицированных специалистов (не менее 7 человек)
-
Порядок оценки экспертной коммиссией
-
Эксперты определяют
-
Требования к оценкам значимости
Усредненные оценки значимости нормируют (приводят к безразмерным величинам) Сумма нормированных оценок значимости должна быть равна единице
-
6.3.3. Интегральные показатели
-
Интегральные показатели конкурентоспособности
включают в себя отношения и соотношения комплексных показателей необходимы для учета влияния на конкурентоспособность товара комбинаций отдельных факторов
-
Интегральный показатель, основанный на соотношении экономических и технологических показателей методом средневзвешенного
К=Ку*tу+Кэ*tэ Ку- комплексный показатель по технологическим параметрам Кэ – комплексный показатель по экономическим параметрам t у, tэ – коэффициенты весомости
-
Не должен быть больше единицы Чем ближе он к единице, тем более высока конкурентоспособность товара
-
Интегральный показатель, основанный на соотношении комплексных показателей
где Кi – комплексный показатель конкурентоспособности оцениваемого товара K0 – комплексный показатель конкурентосособности базового образца (товара)
-
может принимать любые значения Если он меньше единицы, то исследуемый товар уступает базовому образцу, если больше единицы – превосходит его, значение равное единице означает равную конкурентоспособность товаров
-
6.3.4.Смешанные показатели
-
Смешанный методы оценки конкурентоспособности
сочетание дифференциального и комплексного методов при одинаковой базе сравнения часть параметров рассчитывается дифференциальным методом, часть параметров рассчитывается комплексным (групповым) методом
-
Смешанный метод
где Кi – показатель i-го критерия конкурентоспособности; Кi0 – база сравнения i-показателя конкурентоспособности; Кгр и Кгр0 – групповые показатели конкурентоспособности оцениваемого товара и базового образца; di – весомость i- того критерия (показателя) конкурентоспособности
-
Методы оценки конкурентоспособности Конкретная методика оценки
-
Универсальной методики оценки не существует
Каждый товар и отрасль имеют свои особенности При оценке существуют ограничения в информации, которую можно собрать Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.