Содержание
-
6. «Управление качеством»
1
-
Фаза отбраковки. Фаза контроля качества. Фаза управления качеством. Фаза менеджмента качества. Фаза качества среды. 2
-
3
-
Пять элементов «звезды» качества соответствуют пяти различным аспектам качества, в которых происходили основные изменения в ходе развития систем качества: Изменение в системе мотивации; В системе обучения персонала; Во взаимоотношения с поставщиками; Во взаимоотношения с потребителями; В документировании системы качества. 4
-
Для того, чтобы система качества реально работала, важно: использовать средства мотивации для персонала; обучать персонал; выстроить правильное отношение с потребителями; научится так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества. 5
-
6. «Управление качеством»Фаза отбраковки
Начало этой фазы — 70-е годы XIX в., когда на оружейных заводах Сэмюэля Кольта изделья собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, т.е. взаимозаменяемых деталей, которые заранее проверялись с помощью калибров специально обученными контролёрами. 6
-
Выдающийся вклад в развитие этой фазы внесли Генри Мартин Леланд (основатель фирмы «Кадиллак» и Генри Форд, которые впервые применили в автомобильном производстве контроль качества изделий по проходным и непроходным калибрам. 7
-
В 1913 году Генри Форд впервые применил сборочный конвейер и ввёл вместо входного контроля комплектующих на сборке выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготовлялись. Он также создал отдельную службу технического контроля, независимого от производства. 8
-
Фредерик У. Тейлор, (американский учёныё, инженер и менеджер) соратник Г. Форда предложил концепцию научного менеджмента, которая включала: системный подход; кадровый менеджмент; идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной работы организации; идею научного нормирования труда. 9
-
Для обеспечения функционирования системы Форда — Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы( в России — технические контролёры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и умению работать с измерительным и контрольным оборудованием. 10
-
6. «Управление качеством»Фаза отбраковкиКомплексное управление качеством
Это понятие было введено в 50-х годах прошлого столетия доктором А. Фейгенбаумом (США). Система КУК заключается в следующем. Поскольку на качество влияет множество факторов, необходимо, чтобы при управлении качеством были выделены основные факторы и все они учитывались в работе. При этом необходимо учитывать взаимосвязь факторов, чтобы при воздействии на один из них, знать реакцию других. 11
-
Большой вклад в развитие управления качеством внесли американские учёные Деминг и Джуран, которые после второй мировой войны работали в Японии. Благодаря работе этих учёных и учёных Японии, например, К. Исикавы Япония добилась больших успехов области качества и стала признанным лидером во многих видах продукции и завоевала прочные позиции на мировом рынке. 12
-
В СССР КУК формировалась в несколько этапов: Первым этапомбыло создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП), разработанной в середине 50-х годов. Она соответствовала зарубежной системе «ноль дефектов». Идея её заключалась в том, что при сдаче продукции контролёру ОТК учитывался процент продукции, сданной с первого предъявления. В зависимости от этого устанавливался уровень морального и материального поощрения работника. 13
-
Следующим этапом была система бездефектного труда (СБТ),которая дополнила БИП тем, что учитывала не только процент сдачи продукции с первого предъявления, а так же ритмичность и культуру производства. Разрабатывались и другие системы такие как: КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первых изделий), которая внедрялась на предприятиях Горьковской обл.; НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса, применявшаяся на Ярославском моторном заводе. 14
-
6. «Управление качеством»Фаза отбраковки Комплексное управление качеством
Новый этап развития систем качества ознаменовался разработкой комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая вобрала всё лучшее из уже созданных систем и опыт других предприятий по управлению качеством. 15
-
Положительная роль КС УКП состоит в документальном оформлении систем качества, объединении разрозненных элементов систем управления качеством на предприятия в единую систему. 16
-
Следование этой концепции привело к тому, что уже к 20-м годам число контролёров стало составлять 30 — 40% от числа производственных рабочих. 17
-
Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должны происходить как можно раньше, так как последующая обработка дефектного продукта приводила к серьезным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции. 18
-
6. «Управление качеством»Фаза отбраковкиКомплексное управление качеством
Основу концепции обеспечения качества в рамках этой фазы можно сформулировать так: Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя. 19
-
6. «Управление качеством»Фаза контроля качества
Фаза контроля качества начинается с 20-х годов XX в. Статистические методы, предложенные Шухартом, дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в технологическом процессе. 20
-
Примерно в это же время были разработаны первые таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом.Вместе с контрольными картами Шухарта эти работы послужили началом статистических методов управления качеством. 21
-
Акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими. 22
-
Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. 23
-
Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы статистического приемочного контроля. 24
-
Ядром концепции обеспечения качества на этой фазе стал следующий постулат: Сохраняется главная цель — потребитель должен изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредото-чить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий. 25
-
Внедрение концепции обеспечения качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для формирования глобального рынка товаров и услуг. 26
-
6. «Управление качеством»Фаза управления качеством
Начало фазы управления качеством принято отсчитывать с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии американца доктора Эдварда Деминга и Джозефа Джурана. Ими была разработана программа, основной идеей которой было: «Основа качества продукции — качество труда и качественное управление на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы» 27
-
Место концепции недопущения брака к потребителю и концепции увеличения выхода годных изделий заняла концепция «ноль дефектов». 28
-
В 50-х — 60-х годах XX в. в странах Европы стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. 29
-
Получила развитие концепция TQC (Total Quality Control — Всеобщее управление качеством) Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в странах Европы. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. 30
-
Главная цель этой системы — обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его (а часто и повышать) в течение всего периода изготовления продукции. Достигнуть этой цели возможно при оптимизации по критерию качества всего процесса создания изделия. 31
-
Процесс управления качеством состоит из следующих укрупненных этапов: оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей; долгосрочное прогнозирование; планирование уровня качества; разработка стандартов; 32
-
проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологии; контроль качества исходного сырья и покупных материалов; операционный контроль в процессе производства; 33
-
приемочный контроль; контроль качества изделия в условиях эксплуатации (после продажи); анализ отзывов и рекламаций покупателей. Затем весь цикл повторяется сначала. 34
-
А. Фейгенбаум обосновал систему всеобщего управления качеством продукции. Практическую реализацию в полном объеме эта система получила в Японии в рамках системы Кан бан. Система всеобщего управления качеством основана на так называемых циклах Деминга. Цикл Деминга состоит из четырех этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование продукции. 35
-
Системы мотивации качества стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Все большее внимание стало уделяться учебе. 36
-
Осознание необходимости комплексного, системного подхода к управлению качеством и накопленный опыт привели к тому, что в 60-70 годах в ряде промышленно развитых стран были разработаны различные системы управления качеством. В настоящее время их насчитывается около 20: 37
-
всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt); статистический контроль качества (Statistical Quality Control); система обеспечения качества (Quality Assurance System); всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management); всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance); полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management); система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System); менеджмент системы качества (Quality System Management). и д.р. 38
-
7. «Управление качеством»Фаза менеджмента качества
Эта фаза стала зарождаться в середине 60-х годов как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Всеобщий менеджмент качества (TQM) постепенно пришел на смену всеобщему управлению качеством (TQC). 39
-
Основой концепции новой фазы стали: идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки; перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий; место концепции «ноль дефектов» заняла концепция «удовлетворенного потребителя»; высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, так как конкуренция на рынках очень высока. 40
-
Появление международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества явилось дальнейшим развитием теорий и практики современного менеджмента качества. С конца 80-х годов предприятия стран с рыночной экономикой стали заниматься разработкой, внедрением и сертификацией систем менеджмента качества. Сформировался системный подход к менеджменту качества. 41
-
Основная идеология ТQМ базируется на принципе — улучшению нет предела.Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов; к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. Эта идеология имеет специальный термин — «постоянное улучшение качества» (continuous quality improvement). 42
-
Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качеств всего коллектива. TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. 43
-
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. 44
-
Гарантирование качества — закрепление и поддержание системы обеспечения качества, включая доказательства того, что она соответствует современным условиям, является главным итогом эволюции менеджмента качества. 45
-
Принципы менеджмента качества: а) ориентация на потребителя; б) лидерство руководителя; в) вовлечение работников; г) процессный подход; д) системный подход к менеджменту; е) постоянное улучшение; ж) принятие решений, основанное на фактах; и) взаимовыгодные отношения с поставщиками; 46
-
7. «Управление качеством»Фаза качества среды
В 90-е годы XX в. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. 47
-
В соответствии со стандартом ИСО 14000 в каждой организации должны быть: введены определенные экологические процедуры; осуществлены меры по строгому их соблюдению; подготовлены пакеты документов; назначены ответственные за определенные области экологической деятельности. 48
-
Новая система стандартов призвана обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях : организационном — через улучшение экологического «поведения» фирм; национальном — через создание государственной экологической политики; международном — через улучшение условий международной торговли 49
-
Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. 50
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.