Содержание
-
Агенты и институты культуры
-
План
Агенты и институты культуры как субъекты культуры. 2. Автор и авторство. Агенты исполнительского искусства. 3. Собственники, меценаты, организаторы. 4. Культурные герои.
-
Литература
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. М., 2007. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000. Кравченко А.И. Культурология. М., 2006. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М.,2008. Матецкая А.В. Социология культуры. Ростов н/Д, 2006. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.
-
1. Агенты и институты культуры как субъекты культуры
В агенты культуры включаются: 1) только индивиды и группы, оказывающие личное, непосредственное воздействие на формирование культурного потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) учреждения, способствующие созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов (институты культуры).
-
Классификация агентов культуры
1) большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры; 2) малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; 3) индивиды (вкладчики) – писатели, музыканты, меценаты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.
-
Культурные институты
Первое значение: учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие и распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, театры и др.). Второе значение: устоявшиеся социальные и культурные практики (например, цензура, авторство, опекунство).
-
Малые социальные группы
1) добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры (творческие объединения типа союзов художников, писателей и композиторов); 2) специализированные объединения и кружки (кружок петрашевцев, группа митьков); 3) круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определенной религии и др. 4) культурные среды, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; 5) семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация человека.
-
Большие социальные группы
1) этносы (племя, народность, нация); 2) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений (музыковеды, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставраторы); 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре (зрители, читатели, поклонники); 4) аудитории (читательская, зрительская, массовая, специализированная, газетно-журнальная, научная, молодежная, пожилая, женская и т.д.)
-
Вкладчики – люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре
1) создатели художественных произведений— поэты, писатели, композиторы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т.е. инвесторы культуры; 3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория; 5) цензоры— литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил; 6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, глава республики Маркелов и т.д.
-
2. Автор и авторство. Агенты исполнительского искусства
Автор (лат. autor– создатель, сочинитель, советчик) – обозначение статуса лица, претендующего быть творцом или собственником созданного им культурного продукта.
-
Проблема автора заключается в том, что рядовой читатель или зритель рассматривает его не персонально, а текстуально, ничего не зная о его жизни, личных качествах и житейских проблемах. По отношению к известным авторам он широко пользуется дополнительной информацией или собственным воображением, достраивая его образ до желаемого идеала.
-
Авторство
Авторство – особое статусное отношение лица к созданному им произведению, имеющему культурную ценность, на котором он получает право поставить свое имя. Право владеть и распоряжаться интеллектуальной собственностью закрепляется авторским правом.
-
Функции авторства
Определять привилегии, вознаграждение, призы, льготы и т.д. Создавать надежную систему защиты от посягательств со стороны неавторов. Находить определенные способы понимания текста.
-
Классификация авторства
Индивидуальное Коллективное Истинное Ложное
-
Агенты исполнительского искусства
Артист (фр. artiste, от лат. ars – искусство) – то же, что актер. В широком смысле – человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства; в переносном смысле – человек, достигший мастерства в своем деле.
-
Ашуг, ашик(тюрк., букв. – влюбленный), народный поэт, певец у народов Кавказа, Средней Азии, Турции, Ирана, Балкан, исполняющий эпические сказания, свои и народные песни в сопровождении струнных инструментов.
-
Аэд (от греч. aoidos – певец) – в Древней Греции странствующий певец-импровизатор, творец героического эпоса. С оскудением героического эпоса вытеснен рапсодом.
-
Барды – 1) народные певцы древних кельтских племен, впоследствии стали профессиональными поэтами; 2) поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен.
-
Ваганты(голиарды) (от лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Европе бродячие нищие студенты, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен.
-
Жонглеры, шпильманы – странствующие актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты, певцы в средневековой Европе.
-
Трубадуры, труверы, миннезингеры – поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь.
-
3. Собственники, меценаты, организаторы
Антрепренер (франц. entrepreneur) – владелец, арендатор, содержатель зрелищного предприятия – антрепризы.
-
Собственники, меценаты, организаторы
Галерист – владелец галереи, проявляющий себя на разных уровнях бытия галереи, начиная от модели магазина и заканчивая культурным клубом, использующий в своей деятельности методы менеджмента в сфере искусства.
-
Меценат – лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
-
4. Культурные герои
Культурный герой – образец культурного подражания или заимствования, имеющий реальную либо вымышленную природу. Среди культурных героев называют мать Терезу, ГретуГарбо, Шерлока Холмса, Бертрана Рассела и др.
-
Культурная роль реальных героев – вдохновлять простых людей на свершение нравственных поступков, заряжать их творческой энергией и созиданием. Они показывают, что идеальное совершенство не есть некая недосягаемая цель, но представляет собой нечто такое, чего может достичь обычный человек, затративший на достижение цели огромные усилия.
-
Однако феномен культурного героя имеет негативные аспекты. Фанатичные поклонники превращают в кумира или культурного героя талантливого музыканта или экстравагантную личность, часто не выделяющуюся нравственными достоинствами. Шоу-бизнес намеренно создает культурного героя невысокого качества для массовой культуры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.