Содержание
-
Активные методы обучения
Выполнила Воспитатель ГБОУ «ШКОЛА 851» Самохина А.В.
-
В современных условиях «…объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества…» основной целью образования является развитие личности ребёнка, выявление и развитие индивидуального творческого потенциала, формирование эмоциональной сферы, укрепление физического и психического здоровья детей. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Стремление педагогов добиться высокой результативности образовательного процесса и активизировать познавательную деятельность детей сопровождается всё большим использованием в педагогической работе методов активного обучения (в дальнейшем АМО). Активный метод – это форма взаимодействия педагога и детей, при которой обе стороны взаимодействуют друг с другом в ходе образовательной деятельности и ребёнок становится активным участником всего процесса. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.
-
Использование активных методов в работе с дошкольниками
Внедрение ФГОС в современную образовательную систему вносит коррективы в содержание дошкольного образования. Новая образовательная ситуация требует использования методов, отвечающих новым подходам организации обучения. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Активные методы обеспечивают решение многих образовательных задач : - повышение познавательной активности детей; - активное вовлечение детей в образовательный процесс; - стимулирование самостоятельной деятельности; - развитие психических процессов - речи, памяти, мышления; - эффективное усвоение информации; - развитие творческих способностей; - формирование мыслительной деятельности; - развитие эмоциональной сферы ребенка; - раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, логично использовать эту форму деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
-
Проблемное обучение
Проблемное обучение— такая форма, в которой познавательная деятельность тесно связана с поисковой, исследовательской. Главная задача педагога — не столько передать информацию, сколько ввести детей в противоречивую ситуацию и подвести к способам её разрешения. С помощью методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает детей к размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа, а также эмоциональности педагога. Проблемная ситуация: Дорожный знак «Пешеходный переход». Почему один и тот же знак выглядит по разному? (Дети путём рассуждений, диалога с педагогом, проблемных вопросов, приходят к выводу, что один знак, информационный (синий) ставится на переходе для пешеходов, а красный, предупреждающий, стоит на расстоянии от перехода для водителей).
-
Разыгрывание ролей
3.Разыгрывание ролей— игровой метод характеризующийся: наличием проблемы и распределением ролей между участниками, которые будут её решать. Взаимодействие участников обычно происходит посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с противоположным мнением. Педагог в процессе занятия может корректировать условия и направлять обсуждение в определённую сторону. • Ситуация «Друзья поссорились». Используя пальчиковых героев, сделанных своими руками, можно интересно и весело обыграть сложную конфликтную ситуацию и найти решение проблемы. Игрушки для разыгрывания ролей легко сделать самим. Из бумаги с помощью шаблонов вырезать костюм мальчика или девочки, одеть на пальчик, на подушечке пальца нарисовать личико и кукла готова. Игрушки не требуют сложности в управлении, достаточно надеть игрушку на пальчик и поворачивать ею в разные стороны, главное, чтобы она смотрела в нужном направлении. Получая положительные эмоции от игры дети незаметно для себя выходят из конфликтной ситуации, а ведя между собой диалог от лица героев учатся находить решение межличностных проблем.
-
Игровое производственное проектирование
Игровое производственное проектированиехарактеризуется: • наличием исследовательской, методической задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель; • делением участников на небольшие соревнующиеся группы, в которых дети разрабатывают варианты решения поставленной задачи; Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует процесс изучения учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. Тема : «Её величество королева Линия». Игровое производственное проектирование с использованием математической сказки.
-
- Закрепление понятий прямой, ломанной, кривой, замкнутой линий.- В процессе деятельности участники учатся различать , называть, изображать различные виды линий.
-
-Используя предоставленные педагогом материалы участники изображают различные виды линии. -Проявляя исследовательскую активность, самостоятельно экспериментируя, дети делают выводы на заданную тему.-Работая в подгруппах дети самостоятельно находят решение поставленной задачи, а затем публично защищают разработанный ими вариант.
-
На следующем этапе участники определяют, что линия зрительно помогает увидеть контур любого предмета.Самостоятельно моделируя, используя имеющиеся материалы дети делают вывод, что изменив линию, меняется и контур предмета.Данный вид работы активно способствовал проявлению конструктивно-исследовательской деятельности, развитию творческого воображения, внимания, памяти, коммуникативных навыков.
-
Семинар-дискуссия
Семинар-дискуссия(групповая дискуссия) характеризуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении проблем. Участники учатся точно выражать свои мысли отстаивать свою точку зрения. Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит педагогу. Он определяет проблему, которая будет рассматриваться на семинаре, подбирает дополнительный материал, во время дискуссии задает вопросы, делает отдельные замечания. Тема дискуссии «Что такое набросок рисунка». Педагог рисует на магнитной доске черным маркером всё то, что предлагают дети на тему «Весенняя картинка». Затем в процессе коллективного обсуждения участники дискуссии делают вывод, что не используя цвет, а только рисуя контур предметов, получаем набросок рисунка. Таким образом практическим путём можно подвести детей к понятию «Карандашный набросок».
-
«Круглый стол»
.«Круглый стол»—одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, научить культуре ведения дискуссии.Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, отстаивать свои убеждения. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия, т.е. всестороннее обсуждение спорного вопроса в коллективе, в частной беседе. Тема игрового Круглого стола: «Что важнее всего на столе портного». Педагог представляет детям различные рабочие предметы портного (ткань, игла, нитки, напёрсток, ножницы и др.). Дети выбирая себе конкретный предмет пытаются отстоять его главенство в работе портного. Экспериментируя только с одним предметом дети постепенно приходят к выводу, что важны все предметы.
-
Мозговой штурм
Мозговой штурм - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес участников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача. «Дорожная азбука» Перед детьми ставиться задача аппликативно изобразить дорожный знак. Предварительно проводится работа по поиску путей решения практической деятельности: какой формы знак, какого размера , цвета, какое изображение на знаке. Дети подбирают в окружающем пространстве предметы, которые можно использовать как шаблоны для получения плоского изображения. С помощью наводящих вопросов решают как более рационально сделать конкретное изображение.
-
Деловая игра
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры, в которых участники точно имитируют все ролевые действия и не могут от них отступать. Организационно-деловые игры требуют серьезной подготовки (игровое пространство, предметы атрибуты, костюмы). Драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на занятиях. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы. Деловая игра «Играем с малышами» . В данной работе дети могли представить себя артистами, аниматорами, воспитателями. Старшие дошкольники театрализовано знакомили младших со сказкой Сутеева «Петух и краски», а затем учили их правильно раскрашивать иллюстрацию к данной сказке.
-
Заключение
- Активные методы позволяют эффективно решать конкретные задачи образовательного и воспитательного процесса. Применение Активных методов обучения в образовательном процессе стимулируют мыслительную, познавательную деятельность обучаемых, дают возможность использовать различные формы организации работы с детьми. Данные методы позволяют обеспечить активность и разнообразие практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаниями. Активные методы дают возможность эффективно осуществлять воспитательный процесс. Как то формирование нравственных установок и ценностных ориентиров. Параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов способствуют становлению и развитию у обучаемых интегративных навыков, таких как: способность принимать решения, умение четко формулировать и отстаивать свои убеждения, умение работать в команде, толерантное отношение к чужому мнению, формирование лидерских качеств.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.