Содержание
-
АВТОР И РАССКАЗЧИК В ПРОИЗВЕДЕНИИ.МЫСЛЬ АВТОРА О МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИЧЕЛОВЕКА ЗА ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВОКРУГ
Перестроится мир не извне, а изнутри. И потому вся энергия на внутреннюю работу. Л. Толстой. Из «Дневников»
-
Приемы создания образа рассказчика
Какие приемы использует автор для создания образа рассказчика? а) самохарактеристика: «был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», «никуда, как видите, не годился»; б) оценка других героев: «сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»; в) изображение поступков героя; г) речевая характеристика: «рассказывал он очень искренно и правдиво.
-
Образ рассказчика, история его поисков правды и смысла жизни.
Формой повествования является рассказ от 1-го лица. Почему, как вы думаете, автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу? Какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Начало рассказа вводит читателя в сферу интересов героя, его раздумий («человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно... все дело в среде»). Читатель становится участником спора о том, чем определяется самосовершенствование: условиями жизни или личным выбором, не зависящим от условий. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Рассказ является доказательством мысли Ивана Васильевича: «все дело в случае».
-
Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? (Он не может представить, чтобы злое, дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «они знали что-то такое, чего я не знал».) О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»? (Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.) Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? (Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.)
-
Л.Н. Толстой о смысле жизни
Прочитайте статью на с. 346 (Л.Н. Толстой о смысле жизни) По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы». (Из «дневников».)
-
Каково отношение автора к рассказчику?
Это отношение выражено прямой оценкой одного из слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились... Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Герой живет в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра — смысл его жизни.
-
Задание для самостоятельной работы
Напишите сочинение по одной из тем (планы прилагаются). Темы: Утро, изменившее жизнь. Полковник на балу и после бала.
-
Утро, изменившее жизнь. План сочинения.
1. Жизненные источники рассказа «После бала». 2. Герой рассказа. 3.Композиция и ее роль. 4.Утро как крушение любви и самой жизни (цвета и звуки; чувства героя) 5. Последствия страшного утра. 6.«Все дело в случае» ? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.
-
Полковник на балу и после бала. План сочинения:
Представление героя. Внешность полковника. Полковник на балу. Восторженно-нежное чувство героя к полковнику Полковник после бала. Чувства героев. Последствия увиденного. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.