Содержание
-
«ПОСЛЕ БАЛА». КОНТРАСТ КАК ПРИЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙРАСКРЫТЬ ИДЕЮ РАССКАЗА. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ОСЮЖЕТЕ И КОМПОЗИЦИИ
Дистанционный урок в 8 классе
-
МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.
-
Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. Как правило, в рассказе одна сюжетная линия.
-
-Какие события описаны в рассказе? бал у губернаторского предводителя Сцена наказания
-
В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ заключён в "рамку". Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе».
-
-
3. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших «после бала»? (Хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя.)
-
Контраст как основной художественный прием рассказа.
Задание: провести наблюдения над текстом и найти ключевые слова из эпизодов «На балу» и «После бала» по плану (план см. на следующем слайде). По желанию в тетради по литературе оформите таблицу:
-
План наблюдения
1) краски, цветовая гамма этого эпизода; 2) описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата); 3) звуки, характер музыки; 4) психологическое состояние рассказчика; 5) описание внешности и поведения полковника.
-
Сравни со своей таблицей
-
-
-
Автор подчеркивает
-
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. (Это состояние было пережито самим писателем!) Прочитайте статью учебника «Композиция художественного произведения» (с. 345-346).
-
Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России. Запишите выводы в тетрадь по литературе
-
Какие социально-нравственные проблемы хотел донести Л.Н. Толстой до своего читателя?
-
Проблемы, поднятые автором в рассказе
Запишите в тетрадь по литературе: Проблема нравственного выбора. Проблемы чести, долга, совести. Проблема жестокого обращения с солдатами. Проблема социальной несправедливости.
-
Жизненные источники рассказа
Прочитайте статью в учебнике на с. 343-344 (Жизненные источники рассказа «После бала». Почему, по-вашему, Толстой в 1903 году обратился к событиям своей юности — 40-м годам ХIХ в.? Какие события потрясли Россию в 1903—1920 гг.? Почему рассказ сохраняет свою актуальность и по сей день?
-
В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох — той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX, время Николая I), и той, которая присутствует незримо (это 90-е годы). Поэтому писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.