Содержание
- 
              
            Бюджетирование в системе управленческого учетаТема № 6. 
- 
              
            Под бюджетированием в УУ понимаютпроцесс планирования. 
- 
              
            Планированиеодна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании. 
- 
              
            Бюджет (или смета) –это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий это прогноз будущих финансовых операций. 
- 
              
            Составление бюджетов преследует следующие цели:Разработка концепции ведения бизнеса: Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия наопределенный период; Оптимизация затрат и прибыли предприятия; Координация — согласование деятельности различна подразделений предприятия; Коммуникация — доведение планов до сведения руководителей разныхуровней; Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации; Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путемсравнения фактических затрат с нормативом; Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовыхпотоков. 
- 
              
            Существуют следующие этапы разработки бюджетов (5):сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов; разработка первого варианта бюджетов; координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов; утверждение бюджетов руководством предприятия; последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями. 
- 
              
            Бюджеты подразделяются на два основных вида:Текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную)деятельность предприятия, Финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности. 
- 
              
            В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:а) генеральные и частные; б) гибкие и статические. 
- 
              
            генеральный (общий) бюджетБюджет, охватывающий общую деятельность предприятия Цель генерального бюджета – суммировать сметы и планыразличных подразделений предприятия (частные бюджеты). 
- 
              
            Генеральный бюджет состоит из двух частей –операционного финансовогобюджетов. 
- 
              
            
 В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на : статические (жесткие) гибкие. 
- 
              
            Статический бюджет –бюджет организации, рассчитанный на конкретныйуровень деловой активности Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации Все бюджеты, входящие в генеральный бюджетстатические При сравнении статического бюджета с фактическидостигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, (т.е. все фактические результаты сравниваются спрогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации). 
- 
              
            Гибкий бюджет –бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, (т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации) Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации. 
- 
              
            В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на- переменные - постоянные затраты в гибком бюджете не планируются, а рассчитываются гибкий бюджет - составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат. 
- 
              
            Для переменных затратопределяют норму в расчете на единицу продукции, (т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат) К ним относятся затраты на приобретение сырья, материалов и полуфобрикатов (т.е. это затраты изменяющиеся с ростом объёма производства) На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации. 
- 
              
            Постоянные затратыне зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов К ним относятся : Проценты за пользование кредитом; Амортизация; Арендная плата. 
- 
              
            В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетовнестандартизированы. Их структура зависит от: - объекта планирования, - размера организации - степени квалификации разработчиков. 
- 
              
            Бюджеты могут разрабатываться нагодовой основе (с разбивкой помесяцам) на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года) бюджет все время проецируется на год вперед). 
- 
              
            
 2. Порядок построения генерального бюджета производственного предприятия Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджетпредприятия Существуют и другие взаимосвязи, в частности, бюджет потребностей в материалах влияет на план денежных потоков. 
- 
              
            
 Поскольку основой для разработки финансовых планов являются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составление текущих бюджетов (11). 
- 
              
            1. Бюджет реализацииВ бюджете реализации указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предприятия Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. 
- 
              
            
 2. Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов Переходящие запасы включают в себя - запасы готовой - и незавершенной продукции. Необходимые переходящие запасы можно определить на основе бюджета реализации и имеющейся на предприятии информации оскорости оборачиваемости каждого из этих видов оборотных активов предприятия. 
- 
              
            Необходимый запас готовой продукции рассчитывают по формуле:ГПкi=Si* ti / Т,где ГПki - запас готовой продукции i-го вида на конец периода; Si — объем реализации i-го вида продукции в будущем периоде, ti — средний срок хранения готовой продукции i-го вида на складе (в днях); Т— длительность будущего периода (в днях). 
- 
              
            Запас готовой продукции зависитот ti — среднего срока хранения готовой продукции Но следует ориентироваться на оптимальное время хранения запасов на складе. 
- 
              
            В бюджете производства определяетсяколичество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции Производственный бюджет составляется по видам продукции на основе соотношения:ТПi = РПi + ГПкi -ГПнi ,где ТПi — объем товарной продукции, который должен быть произведен в планируемом периоде; РПi — предполагаемый объем реализации продукции;ГПнi — запасы готовой продукции на начало периода. 
- 
              
            
 для обеспечения непрерывности производственного процесса предприятию необходим некоторый запас незавершенной продукции Запасы незавершенной продукции рассчитывают аналогично запасам готовой продукции, за исключением, того что вместо срока хранения учитывают длительность производственного цикла:НЗПкi =- Вi*ti*Кг / Т,где НЗПki — запас незавершенной продукции i-го вида на конец периода; Вi — объем выпуска i-го вида продукции за будущий период; ti — длительность производственного цикла (и днях); кг — коэффициент готовности незавершенного производства (обычно принимают равным 50%). 
- 
              
            
 объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида равен объемувыпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:ВПi = ТПi + НЗПкi - НЗПнi. 
- 
              
            3. Бюджет потребностей в материалахсоставляют в натуральном и стоимостном выражении Его цель — определение количества материалов, необходимых дляпроизводства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода Предварительно рассчитывают расход материалов по видам продукции Большей частью затраты на материалы являются переменными, потому потребность в материалах в натуральном выражении можно рассчитать по следующей формуле:М = Н*Q + Мк, где Н — норма расхода на единицу продукции; Q — объем производства; Мк — запас материалов на конец периода. 
- 
              
            
 Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объемавыпуска, а от длительности планируемого периода Т (вспомогательные материалы, и др.) В этом случае применяется следующая формула:М = Н*Т. М – расход материалов Н — норма расхода на единицу продукции; Т – длительность анализируемого периода 
- 
              
            
 Объем закупок (З) равен разности между потребностью в материалах (М) и запасом, имеющимся на предприятии к началу планового периода ( Мн):З = М – МнСтоимость закупок (С) расчитывается С = З*Ц, где З — объем закупок (в натуральномвыражении); Ц — цена. 
- 
              
            
 Исходя из стандартного размера партии, периодичности закупок и среднего срока оплаты составляется график оплаты Кредиторской задолженности перед поставщиками материалов. 
- 
              
            Бюджет потребности в материалахОпределяется на основе потребности: Материалов, Потребность на расход, Запаса материала на конец периода, общей потребности в материале, Запаса материала на начало периода, Объема закупок, Цены за 1 кг, Стоимости закупок 
- 
              
            4. Бюджет прямых затрат на оплату трудасоставляйся на базепроизводственной программы. 
- 
              
            Для определения плановых затрат на оплату труда расчитывается1. ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч. (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). 2. Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), затем сводят в единую форму Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты. 
- 
              
            5. Бюджет общепроизводственных расходовОбщепроизводственные расходы включают в себя: цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как :- переменными, - постоянными. 
- 
              
            Переменные расходы- Вспомогательные материалы - Заработная плата вспомогательных рабочих - Премиальный фонд - Двигательная электроэнергия - Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 
- 
              
            Постоянные расходыАмортизация - Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов - Электроэнергия на освещение - Ремонт, техобслуживание 
- 
              
            6. Бюджет цеховой себестоимости продукцииБюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на : материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства, структура бюджета цеховой себестоимости продукции В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, Причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции. 
- 
              
            Затраты на материалыисходные данные берут из бюджета потребности в материалах Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции. 
- 
              
            7. Бюджет коммерческих расходовВ бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные : - с реализацией продукции, - маркетинговой деятельностью - исследование рынка, - мероприятия по стимулированию сбыта, - реклама, - заключение договоров с потребителями Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменныеНапример, затраты на комиссионные являются переменными и рассчитываютсяпо формуле:Комиссионные == Процент комиссионных * Объем реализацииЗатраты на рекламу являются постоянными. 
- 
              
            8. Бюджет общехозяйственных расходовБюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов. 
- 
              
            9. Бюджет финансовых результатов (прибылей и убытков)Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: - сведения о выручке, - переменных и постоянных затратах, - позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.На основании бюджета прибылей и убытков проводят анализ об : оптимальности представленной системы бюджетов и необходимости корректировок. 
- 
              
            10. Составление финансового бюджетаЦель финансового бюджета – разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операцийорганизации Он составляется с использованием плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений прогноза движения денежных средств. 
- 
              
            11. Бюджет капитальных вложенийОпределение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс Следовательно, все решения по капитальнымрасходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.