Презентация на тему "Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании"

Презентация: Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании", состоящую из 24 слайдов. Размер файла 0.23 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании
    Слайд 1

    Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании

  • Слайд 2

    Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики

    Мировая экономическая теория выработала две основные точки зрения на дефицит как фактор, влияющий на экономическую систему страны. Классическая школа, родоначальником которой является Адам Смит, утверждает, что использование государственных средств на финансирование дефицита ведет к непроизводственному использованию производительного труда. Ее представители считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование – это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно».

  • Слайд 3

    Противоположную позицию отстаивал известный американский экономист Дж.М. Кейнс. Разработанная им стратегия государственного вмешательства в экономику преследовала цель – управление совокупным спросом при помощи государственного бюджета (то есть изменения величин доходов и расходов). Государство должно:  стимулировать государственные капиталовложения (даже если они не имеют экономического эффекта);  проводить политику «дешевых денегң (то есть обеспечивать такое количество денег в обращении, которое снизило бы ставку процента), даже при условии инфляционных процессов. Эти меры должны проводиться за счет средств государства. Кейнсианская теория отвергала сбалансированность бюджета, допуская дефицит для стимулирования экономики. государственный долг – это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

  • Слайд 4

    Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны.

    Во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

  • Слайд 5

    Причины возникновения бюджетного дефицита  

    1. рост издержек общественного производства (отставание роста бюджетных доходов по сравнению с растущими государственными расходами); 2. это – результат чрезвычайных обстоятельств, политических и природных катаклизмов, когда государственных резервов недостаточно, чтобы бороться с их последствиями; 3. бюджетный дефицит может быть связан с необходимостью финансирования крупных инвестиций в развитие экономики носящих опережающий рост государственных расходов над доходами. 4. неустойчивость в экономике, ее развал, неэффективность финансово –кредитной политики правительства и, как следствие, спад производства, рост непроизводительных расходов, неустойчивость национальной валюты, растущая инфляция

  • Слайд 6

    мировая практика свидетельствует, что уровень дефици-та государственных бюджетов по отношению к ВВП существенно различается по разным странам.

    Динамика бюджетных дефицитов отражает и текущие колебания хозяйственной конъюнктуры – периодические спады и подъемы производства. В Казахстане в течение 1993-1999 гг., дефицит бюджета имеет тенденцию устойчивого роста с 1,4% в 1993 году до 3,4% в 1999 году, а в 2000-2002 гг. – резкого снижения до – 0,3%. Бюджетный дефицит относиться к числу важнейших финансовых индикаторов экономического роста. Чем выше уровень реального роста ВВП, тем ниже уровень бюджетного дефицита, приближаясь к положительному сальдо.

  • Слайд 7

    Показатели формирования дефицита государственного бюджета Казахстана (млрд. тенге)

    К факторам, определяющим состояние бюджета следует отнести:  – во-первых, стадия экономического цикла, (подъем или рецессия),  которой находиться экономика в анализируемом периоде;  – во-вторых, долгосрочная тенденция в динамике налоговых платежей и государственных расходов;  – в-третьих, текущая бюджетная политика, определяющая стратегические цели развития национальной экономики.  

  • Слайд 8

    В экономической науке обозначают следующие причины его возникновения:

    – кризисные явления в экономике;  – неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;  – чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); – милитаризация экономики в мирное время;  – осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; – чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по срав-нению с темпами роста валового внутреннего продукта;  – увеличение расходов на содержание управленческого аппарата и др.

  • Слайд 9

    В экономической теории принято различать бюджетный дефицит

     структурный циклический. структурный дефицит – это разность между текущими государственными расходами и теми доходами, которые могли бы быть получены бюджетом в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Такой дефицит – следствие дискреционной фискальной политики. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Циклический дефицит является следствием недискреционной фискальной политики. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% к ВВП, 5% к национальному доходу, 8-10% к расходной части бюджета.

  • Слайд 10

    В условиях, когда экономика демонстрирует устойчивые темпы роста, стабильно пополняется государственный бюджет, многократно увеличиваются его расходы возникают новые тенденции.

    Во-первых, растущие диспропорции в экономике, во-вторых, конъюнктура высоких цен на сырьевые товары, не стимулируется развитие производств с более высокой добавленной стоимостью. В-третьих, появляются риски «перегрева» экономики с традиционными симптомами. В частности труднорегулируемая инфляция, в основе которой лежат как внутренние, так и внешние состав-ляющие.

  • Слайд 11

    В зависимости от источников финансирования можно различать инфляционный (эмиссионный) и неинфляционный(неэмиссионный) дефициты бюджета.

    Первый тип дефицита характеризуется привлечением таких источников его финансирования, которые инициируют инфляционные процессы в обществе. К ним относятся:  – эмиссия денег;  – заимствования у Национального банка РК (получение кредитов);  – повышение уровня налоговых изъятий в бюджет в основном через механизм косвенного налогообложения. (Как известно, доля косвенных налогов превышает 70% от всех налоговых поступлений и является самой высокой в мире). Источники финансирования дефицита бюджета обозначены в Бюджетном Кодексе РК по основным видам привлеченных средств. С позиции бюджетного законодательства дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком – профицитом бюджета.

  • Слайд 12

    источниками финансирования дефицита республи-канского бюджета являются:

    внутренние источники — ресурсы, сформированные на основе заим-ствования от кредитных организаций в национальной валюте; государ-ственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бюджетные ссу-ды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;   внешние источники — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска суверенных еврооблигаций; кредиты правительств иностранных государств, банков и международных финан-совых организаций, предоставленные в иностранной валюте.   Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:   муниципальные займы, осуществляемые имеющим на это право аки-матами городов Астаны и Алматы, путем выпуска муниципальных цен-ных бумаг;   бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюд-жетной системы;   кредиты, полученные от кредитных организаций.

  • Слайд 13

    Каждый из источников финансирования дефицита имеет как положительные, так и отрицательные характеристики:

      1. Внутренние источники финансирования: – положительные аспекты – не увеличивают внешний долг государ-ства; стимулируют развитие внутреннего рынка ценных бумаг;  – отрицательные аспекты – повышают внутренний долг государства, ограничивают инвестиции в реальную экономику; относительно высокая цена, которая усиливает бремя погашения долга; краткосрочный характер возврата заемных ресурсов, ограничивает спрос через перераспределение капиталов в сферу нематериального производства. 2. Внешние источники финансирования также имеют свои отличия:  – положительные аспекты – относительно низкая цена заимствованных ресурсов, возможность определения степени привлекательности бизнес– климата в стране-реципиенте; долгосрочный характер возврата заемных ресурсов, не оказывает влияние на конъюнктуру спроса, при этом объем денег в экономике не изменяется;  – отрицательные аспекты – увеличивает внешний долг государства; отсутствие собственной экономической политики, проводимые в стране реформы проходят с учетом рекомендаций МВФ.

  • Слайд 14

    в мировой практике источниками покрытия дефицита бюджета являются

    эмиссия денег, поступления от реализации ценных бумаг и внешнее финансирование. В зависимости от выбранного источника финансирования дефицит бюджета порождает негативные явления: инфляцию, вызывает повышение процентной ставки (рефинансирования), ухудшает инвестиционный климат, нарушает платежный баланс и т.д.

  • Слайд 15

    Финансирование дефицита государственного бюджета,(млрд. тенге)

  • Слайд 16

    Экономическая теория определяет следующие цели государственной задолженности:  – фискальную;  – экономической стабилизации;  – аллокативную (т. е. оптимального распределения ресурсов). государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую меж-ду органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами   – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов

  • Слайд 17

    По экономической сущности заимствование, регулируемое бюджет-ным законодательством разделяется на:   – государственное заимствование – это заимствование, осуществлен-ное Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами и Национальным Банком Республики Казахстан;   – негосударственное заимствование это заимствование, привлеченное юридическими лицами под государственные гарантии и поручительства государства. Государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на: 1) займы Правительства Республики Казахстан; 2) займы Национального Банка Республики Казахстан; 3) займы местных исполнительных органов.

  • Слайд 18

    По рынкам ссудного капитала государственные займы делятся на:   внешние государственные займы;   внутренние государственные займы.   По форме заимствования государственные займы делятся на:   выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;   заключение договоров займа.   Государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия под-разделяются на:   краткосрочные со сроком обращения до 1 года;   среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет;   долгосрочные со сроком обращения свыше 5 лет.   Государственные эмиссионные ценные бумаги по целям выпуска под-разделяются на:   выпускаемые в целях финансирования дефицита бюджета;   выпускаемые в целях содействия развитию внутреннего рынка дол-говых инструментов;   выпускаемые с целью финансирования инвестиционных проектов входящих в государственные программы развития.  

  • Слайд 19

    В мировой практике выделяются две основные формы заимствований: безоблигационные и облигационные. Безоблигационная государственная задолженность — это задолженность в виде несекъюритизированныхкре-дитов и займов, т.е. такая форма задолженности, которая не предполагает выпуск ценных бумаг. Отличительными особенностями этой формы явля-ются:   1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на протяжении всего времени кредита (займа).   2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам, а зна-чит относительная безопасность заемщика от концентрации прав требова-ния в руках нежелательных лиц.   3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы в слу-чае сложностей с обслуживанием долга. Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществля-ется:   в целях финансирования дефицита республиканского бюджета;   в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инстру-ментов.

  • Слайд 20

    Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществ-   ляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан,   на основе:   установления целей и финансовых границ заимствования;   определения инвестиционных приоритетов заимствования;   формирования перечня предполагаемых правительственных займов. Привлечение займов от имени Правительства осуществляется Мини-   стерством финансов РК на основании решения Правительства по каждому отдельному договору займа или виду государственных эмиссионных цен-ных бумаг.

  • Слайд 21

    Государственные ценные бумаги подразделяются по следующим при-знакам. По виду эмитента:   – ценные бумаги центрального правительства,   – муниципальные ценные бумаги,   – ценные бумаги государственных учреждений,   – ценные бумаги, которым придан статус государственных.   По сфере размещения государственные ценные бумаги делятся на:   – внутренние – размещаемые на казахстанском финансовом рынке;   – внешние – суверенные еврооблигации, размещаемые на зарубежных биржевых площадках.

  • Слайд 22

    Основные виды ГЦБ в Республике Казахстан:   – краткосрочные казначейские обязательства ГККО (МЕККАМ);   – среднесрочные казначейские обязательства ГСКО (МЕОКАМ);   – специальные казначейские обязательства ГСКО (МЕАКАМ);   – индексированные казначейские обязательства ГИКО (МЕИКАМ);   – краткосрочные казначейские валютные обязательства ГКВО СМЕКАЕМ);   – среднесрочные казначейские валютные обязательства ГСКВО (МЕОКАВМ);   – специальные валютные государственные облигации СВГО (АВМЕКАМ, МЕУЖКАМ, МОИКАМ, МУИКАМ);   – национальные сберегательные облигации (НСО);   – ноты Национального банка РК (специальные, краткосрочные валют-ные краткосрочные ноты (в тенге).

  • Слайд 23

    Выпуск муниципальных облигационных займов позволяет решать ряд   задач местного масштаба. К их числу относится:   финансирование текущего дефицита регионального бюджета;   погашение ранее размещенных долговых обязательств. При этом фактически осуществляется рефинансирование задолженности (при нали-чии доверия к эмитенту, его финансовой осмотрительности и недопущении откровенных пирамидальных схем);   сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в реги-ональный бюджет (ликвидация кассовых разрывов);   привлечение значительных финансовых ресурсов для нужд региона в случае финансирования собственных местных программ и капиталоемких   проектов без увеличения налогового бремени на предприятия;   обеспечение коммерческих банков, инвестиционных институтов и других финансовых структур высоконадежными растущими резервными активами, не омертвляющими их капитал;   отработка элементов долгосрочной эмиссионной программы и техно-логии выпуска и размещения ценных бумаг в регионе.  

  • Слайд 24

    Классификация бюджетного дефицита

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке