Содержание
-
Тема «Социально-экономическая сущность бюджета»
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
-
Бюджет – категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. Бюджет – категория не только экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формирование и развитием политического строя государства. Бюджет также и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.
-
Бюджет обеспечивает решение следующих задач:
перераспределение внутреннего валового продукта; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; стабилизация кредитно-денежной системы государства; содержание аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и пр.; разрешение вопросов освоения новых технологий, программ и производств; обеспечение международных договорных обязательств.
-
Бюджетная система
представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ.
-
По степени разделения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на: унитарные; федеративные; конфедеративные.
-
Унитарное (единое) государство
это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.
-
Федеративное (объединенное) государство
это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
-
Конфедеративное (союзное) государство
это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.
-
Исходя из федерального принципа построения РФ и ее административно-территориального деления, бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет: федеральный бюджет; 21 бюджет республик, входящих в состав РФ; 5 краевых и окружных бюджетов; 2 бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга; 1 бюджет автономной области; около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).
-
Бюджетный процесс
это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
-
Участники бюджетного процесса
Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
-
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.
-
В Бюджетном послании Президента определяются
основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период; сводный финансовый баланс по территории РФ; основные направления бюджетной политики РФ; сведения о государственных доходах на территории РФ; проект бюджета РФ; проект консолидированного бюджета РФ; оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.
-
Минфин организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации. Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в 4-х чтениях. С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.
-
Бюджетное регулирование
– это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня и социально- экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня при недостатке доходов на соответствующих территориях.
-
Оно осуществляется в следующих формах:
1. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. 2. Трансферт – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда поддержки муниципальных образований. 3. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. 4. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. 5. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной, возвратной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. 6. Взаимные расчеты – метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. 7. Бюджетные ассигнования – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительны расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.
-
Доходы бюджета
В любой бюджетной системе можно выделить два главных раздела – это доходы и расходы бюджетов. 1. налоговые и неналоговые доходы: различные налоги; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов и пр.; 2. Безвозмездные поступления: от нерезидентов; от других бюджетов бюджетной системы РФ; от государственных (муниципальных) организаций; от негосударственных организаций; от наднациональных организаций; другие безвозмездные поступления.
-
Расходы бюджета
1. Общегосударственные вопросы. 2. Национальная оборона. 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. 4. Национальная экономика. 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. 6. Охрана окружающей среды. 7. Образование. 8. Культура, кинематография, СМИ. 9. Здравоохранение, физическая культура, спорт. 10. Социальная политика. 11. Межбюджетные трансферты.
-
Источники финансирования дефицита бюджета
Источники внутреннего финансирования: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указан в валюте РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ; изменение остатков средств на счетах по счету средств бюджета; иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
-
Источники внешнего финансирования: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
-
Государственный бюджет
-
Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями экономики, регионами, слоями населения.
-
Принципы построения государственного бюджета
Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности). Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы). Сбалансированность бюджета.
-
Эффективное и экономичное использование бюджетных средств. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению). Полнота отражения доходов и расходов бюджета. Гласность. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.
-
-
Практическое использование бюджетных отношений позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда: - дефицитном (расходы превышают доходы); - профицитном (доходы превышают расходы); - сбалансированном (расход равен доходу).
-
Причинами дефицита бюджета могут быть:
кризисные явления в экономике; неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); милитаризация экономики в мирное время; осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.
-
Концепции финансовой политики
Первая базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства в большинстве развитых стран.
-
Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе определенного экономического цикла, а не каждый год. Для того, чтобы противостоять экономическому спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит государственного бюджета. В ходе последующего экономического подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо государственного бюджета может быть использовано для покрытия дефицита, который возник в период экономического спада. Таким образом, правительство проводит активную позитивную антициклическую позицию и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.
-
Третья концепция видит основной целью государственных финансов сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным, так и отрицательным сальдо. Однако хроническое нарастание бюджетного дефицита может привести в экономике к появлению государственного долга.
-
Методы борьбы с бюджетным дефицитом:
сбалансированный государственный бюджет; увеличение доходной части государственного бюджета за счет увеличения налоговых ставок или введения новых налогов (следует использовать крайне осторожно); получение доходов от приватизации государственных активов; выход на мировой рынок с целью получения дополнительных капиталов; сокращение военных расходов.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.