Содержание
-
Бюджетный учет и отчетность
Тема 10
-
Бюджетный контроль и ответственность за нарушения бюджетного законодательства
Основные вопросы: контроль и его функции в системе управления экономикой Виды контроля Функции финансового контроля Бюджетный контроль: субъекты, ответственность за нарушения
-
Основные нормативные правовые документы
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 15.06. 2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Постановление Правительства РФ от 01.12. 2004 г. № 703 «Об утверждении положения о Федеральном казначействе».
-
дополнения
Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (ред. от 04.10.2010) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.10.2007 N 10256)
-
Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет»»
-
С позиции теории управления
Выделяют три стадии управленческой деятельности: Проектирование и определение цели; Организация выполнения принятого решения; Контроль исполнения. Вывод: контроль в теории управления трактуется как стадия цикла управления
-
контроль
Представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры
-
функция контроля
-
Элементы контроля
Субъект (кто контролирует) Объект (кого контролируют) Предмет (что контролируют) Цели и задачи Принципы Метод Оценка эффективности контроля
-
Финансовый контроля
- проверка уполномоченными органами фактически полученных финансовых показателей деятельности, расходования финансовых ресурсов, соблюдения участниками денежных средств, кредитных, валютных операций требованиям законодательства
-
финконтроль
- многоаспектная межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов в целях установления законности и оценки эффективности хозяйственных операций и выявления резерва доходов государственного бюджета и внебюджетных фондов
-
-
Классификации Финансового контроля
-
Классификации финансового контроля
-
Классификации финконтроля
-
-
классификации
-
ревизия
Система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с российским законодательством и нормативными актами установлена ответственность за осуществление этих действий
-
Цель ревизии -
Изучение специальными приемами документального и фактического контроля: Экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности Законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций В отличие от проверки ревизия охватывает все стороны деятельности объекта контроля
-
Проверка -
Форма финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых субъектом контроля, которая заключается в единичном контрольном действии или изучении состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации
-
При этом
Под проверкой может также подразумеваться мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся определенных сторон деятельности, например, проверка на предмет целевого использования бюджетных ассигнований правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности
-
Государственный и муниципальный финансовый контроль
-
Нормативное регулирование финансового контроля
Конституция РФ Кодексы: БК РФ, НК РФ, ТК РФ, Федеральные( федеральные конституционные )законы: 86-фз от 10.06.2002«О Центральном Банке» 4-фз от 11.01.1995 «О счетной палате РФ» 2-ФКЗ от 17.12.1997 «о Правительстве РФ» 294-фз от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрроля(надзора) и муниципального контроля»
-
продолжение
131-фз от 06.11.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 173-фз от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ»
-
Указ президента РФ от 25ю07.1996 №1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации« Приказ Минфина РФот 25.12.2008 N 146н « Об обеспечении деятельности по осуществлению ГФК» – утверждено Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля.
-
Органы ГФК
Контрольное Управление Президента РФ (по линии президентской власти) СП РФ (по линии законодательной власти) Минфин РФ (по линии исполнительной власти) ЦБ РФ Минэкономразвития Финорганы ФТС, ФНС, и др.
-
Счетная палата РФ
-
Всего за 2000 - 2010 годы Счетная палата провела 5528 контрольных мероприятий (в 2000 году - 390, в 2010 году - 371). В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1850,5 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2010 году - 483,9 млрд. рублей). По результатам контрольных мероприятий в 2000 - 2010 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4498 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 1214 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1170 уголовных дел. В 2000 - 2010 годах было проведено 571 заседание Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2010 году - 64). Рассмотрено 7926 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 891).
-
.Конституция Российской Федерации(Ст. 101, ч. 5)
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом
-
Бюджетный контроль –
это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективной оценки экономической эффективности использования бюджетных средств, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
-
Бюджетный контроль
является одной из форм финансового контроля, направленной на выявление случаев нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, под которой понимается установленный бюджетным законодательством порядок образования, распределения и использования бюджетных денежных средств РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
-
По времени проведения
Предварительный контроль. Проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; Текущий контроль. Осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов; По следующий контроль. Проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
-
Бюджетный контроль (от англ. Budgetarycontrol)
- как часть ГФК осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; на региональном уровне осуществляется контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и региональных внебюджетных фондов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов.
-
Правовые основы бюджетного контроля
установлены гл. 26 БК РФ. Правовое положение органов, осуществляющих бюджетный контроль, определяется нормативными правовыми актами, определяющими статус и полномочия этих органов: -на федеральном уровне – федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ; - на региональном уровне – законами субъектов РФ; - на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
-
Важно!
Бюджетный контроль может осуществляться как представительными (законодательными) органами, так и исполнительными органами соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления.
-
Целями бюджетного контроля являются:
- укрепление законности в бюджетной сфере; - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней; - рациональное, целевое и эффективное использование бюджетных средств; - устранение препятствий оптимальному функционированию бюджетной системы; - совершенствование бюджетной системы. - повышение эффективности использования бюджетных средств
-
Бюджетный контроль
основан на контрольной функции бюджета и регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений установленных законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств.
-
При бюджетном контроле проверяется:
соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.
-
Важно!
Объектами БЮДЖЕТНОГО контроля являются не только ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, но и материальные и трудовые ресурсы учреждений, финансируемых из средств бюджета.
-
Органы бюджетного контроля
Система органов бюджетного контроля предусмотрена положениями ст. ст. 266-270 БК РФ. Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.
-
На федеральном уровне
таким органом является Счетная палата РФ, созданная в соответствии с положениями Федерального закона от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
-
На региональном уровне
представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольно-счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством соответствующего субъекта.
-
Органами местного самоуправления
создаются муниципальные органы контроля в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в нормативных правовых актах соответствующих органов местного самоуправления.
-
Бюджетный контроль
осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: -Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; - Федеральное казначейство; - финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований; - главные распорядители; - распорядители бюджетных средств.
-
При этом
Формы и порядок осуществления контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
-
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство
действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и Положением о Федеральном казначействе.
-
Контрольныеорганыисполнительнойвластисубъектов РФ
создаются в соответствии с законодательствомсоответствующегосубъекта РФ (законы и кодексысубъектаРоссийскойФедерации, нормативныеправовыеактывысшихдолжностныхлицисполнительныхоргановвласти), а контрольныеорганыместногосамоуправления – в соответствии с нормативнымиправовымиактамимуниципальныхобразований
-
Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств
являются органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств бюджета, которые осуществляют внутриведомственный финансовый контроль.
-
Внутриведомственный ФК
проводится в подведомственных учреждениях и организациях контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов власти. Контрольные функции названными органами осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего уровня, определяющими порядок работы указанных органов.
-
Полномочия органов бюджетного контроля
Органы государственного, муниципального ФК, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
-
Органы государственного, муниципального финансового контроля
, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют : предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня (ст. 266 БК РФ).
-
Счетная палата Российской Федерации
вправе также проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
-
Контрольные органы,
созданные представительным (законодательным) органом субъекта РФ, а также финансовые органы субъекта РФ либо иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета данного субъекта РФ.
-
В соответствии со ст. 267 БК РФ федеральное казначейство осуществляет контроль за:
соблюдением ЛБО, распределенных между распорядителями и получателями средств федерального бюджета; соблюдением лимитов кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им ЛБО; соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ; наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
-
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих меж-бюджетные трансферты из федерального бюд-жета, в части указанных средств (ст. 268 БК РФ).
-
Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований
осуществляют финансовый контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с бюджетными средствами соответствующих бюджетов (ст. 270 БК РФ).
-
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.
-
Меры:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени.
-
Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ
перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
-
продолжение
несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.
-
действия
При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.
-
Руководители Федеральной службы финансово— бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).
-
Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).
-
Виды нарушений бюджетного законодательства
Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ. БК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений: - нецелевое использование бюджетных средств; - невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств; - неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами; - непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; - неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; - несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; и другие
-
В качестве мер принуждения предусмотрены:
- изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств и платы за пользование бюджетными средствами; - взыскание пени; - сокращение или прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета, - отмену предоставленных отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, - вынесение предупреждений о нарушении бюджетного процесса, - привлечение виновных лиц к административной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.