Презентация на тему "Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева"

Презентация: Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева" состоит из 12 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    12
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева
    Слайд 1

    Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева

    Выполнила: Литвинова елена Студентка 4 курса менеджмента Скд

  • Слайд 2

    Введение

    Трудно отыскать в истории философии мыслителя, который так напряженнои с такой остротой переживал бы последние предельные вопросычеловеческого существования, как Н.А.Бердяев. Он был одним из тех, о комФ.М.Достоевский писал, что им не нужен миллион, им главное – мысльразрешить. И, вступая в перекличку с великим писателем, Бердяевпризнается: «Я не любил «жизни» прежде и больше «мысли», я «смысл» любилбольше жизни, «дух» любил больше «мира»… «Человек есть сложное изапутанное существо. Мое «я» переживает себя как пересечение двух миров.При этом «сей мир» переживается как не подлинный, не первичный и неокончательный. Есть «мир иной», более реальный и подлинный. Глубина «я»принадлежит ему» (Бердяев Н.А.Самопознание).

  • Слайд 3

    Свободный человеческий дух как творец культуры

    Согласно Бердяеву личность есть подлинный субъект культуры. Такое понимание позволило Бердяеву заглянуть в святая святых культурного творчества и увидеть подлинный драматизм отношений человека и культуры. У Бердяева же напервый план выходит именно человек как личность, и свободная творческаяличность здесь стоит выше культуры. Такой подход дает возможность увидетьпротиворечие, коренящееся внутри самого культурного творчества –противоречие между безграничностью духа исковывающими его символическимиформами культуры.

  • Слайд 4

    Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасногопроизвола и своеволия (и тогда этоблаго), но здесь же кроются исущественные ограничениятворческой свободы. Как понять эту«принудительную» и отчасти обезличивающую роль культуры? У Гегеля всеобъясняется изначально безличной и рациональной природой культуры. НоБердяев не приемлет такого объяснения.

  • Слайд 5

    Для Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное, как «остывшая свобода» личного духа, это – отделившиеся от человека результаты личного творчества, а не выражение некого безличного мирового разума (по Гегелю). Но отсюда вытекает и трагедия культурного творчества: дух вынужден воплощаться в предметно-символические формы, сковывающие его свободу и устремленность в беспредельное. Согласно представлениям Бердяева «все достижения культуры – символичны, а не реалистичны. Культура не есть осуществление, реализация истины жизни. Она осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах.

  • Слайд 6

    Взгляд Бердяева на всемирную историю и культуру, историю культуры России по его книге «Русская идея»

    Во взгляде на всемирную историю Бердяев прошел путь от марксизма до христианского либерализма. От марксизма в его мировоззрении сохранилась вера в прогресс и так и не преодоленная европоцентристская ориентация. Присутствует в его культурологических построениях и мощный гегелевский пласт. Если по Гегелю, движение всемирной истории осуществляется силами отдельных народов, утверждающих в своей духовной культуре различные стороны или моменты мирового духа и абсолютной идеи, то и Бердяев, критикуя концепцию «интернациональной цивилизации», полагал: «Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества – путь национального роста и развития, национального творчества».

  • Слайд 7

    Всечеловечество не существует само по себе, оно раскрывается лишь в образах отдельных национальностей. При этом национальность, культуранарода мыслится не как «механическая бесформенная масса», но как целостныйдуховный «организм». Политический аспект культурно-исторической жизни народов раскрывается Бердяевым формулой «один – многие – все», в которойгегелевские деспотия, республика и монархия заменены самодержавным,либеральным и социалистическим государствами. От Чичерина Бердяевзаимствовал идею «органических» и «критических» эпох в развитии культуры.

  • Слайд 8

    Русская культура

    По Бердяеву, русская культура уже оставила за собой пять самостоятельных периодов-образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский), которые дают разные образы и, возможно, - полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия». Бердяев задавался вопросом о том, как объяснить долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить культурную отсталость и даже безграмотность, отсутствие органических связей с великими культурами прошлого. Бердяев объясняет это тем, что «русский народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства. Влияние же византийское внутренно подавило русскую мысль и делало ее традиционно консервативной. Необычайный, взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра. Герцен говорил, что на реформу Петра русский народ ответил явлением Пушкина».

  • Слайд 9

    Русская культура и мысль

    Только в XIX в русские по-настоящему научились мыслить.. Ломоносов был гениальным ученым.. Но его одиночество среди окружавшей его тьмы было трагическим». Бердяев указывает на причины возникновения масонства и его прогрессивное влияние на первоначальный период развития русской мысли, русской литературы, подчеркивая, что оно было первой свободной самоорганизацией в России, ненавязанной сверху. Правда, Бердяев оговаривается, что имеет в виду те течения в масонстве, которые были связаны со стремлением к духовности, нравственности, к возрождению христианства, к устранению социального неравенства, ориентированы на широкую просветительскую деятельность.

  • Слайд 10

    Взгляды и представления

    Очень интересен его взгляд на человека как субъекта творчества, на взаимоотношение и противостояние культуры и личности, на противоречия внутри культурного творчества,. Поражают красотой представления Бердяева одухе как внерациональном начале в человеке, способном выводить его запределы предметного мира, о «свободе», которая выходит за пределыбожественного происхождения в добытийное «ничто». Первое знакомство с работами Н.А.Бердяева рождает желание не более серьезного изучения его наследия, но и получения более глубоких знаний по культурологии.

  • Слайд 11

    Заключение

    Подлинный мыслитель не ищет упрощенных решений и всегда готов уточнитьсвои взгляды, открывая новые стороны бесконечной проблемы. Его творческийдух последовательно и пытливо открывает для нас эту проблему во всей еесложности и глубине, и это открытие навсегда остается в истории науки икультуры, вдохновляя нас на новое понимание мира и самих себя. В этом исостоит бессмертие мысли Н.А.Бердяева.  

  • Слайд 12

    Спасибо за внимание!

    2016 г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке