Содержание
-
«Честь и бесчестие»
Работаем по второму направлению тем итогового сочинения 2016-2017
-
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.
-
Какими могут быть темы по этому направлению «Честь истинная всегда в соответствии с совестью» (Д.С. Лихачев) «Честь – это внутренняя совесть, а совесть – это внутренняя честь» (А. Шопенгауэр) «Честь нельзя отнять, её можно потерять» (А.П. Чехов) «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский) «Только незапятнанный может победить бесчестных» (СамедВургу) «Честь дороже жизни» (Шиллер) «Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель) «Вытерплю несправедливость, только не бесчестие» (Цецилий) «Бесчестный человек готов на бесчестное дело» (Пословица) «Береги платье снову, а честь смолоду» (Пословица) Что значит идти дорогой чести? Как вы понимаете слова честь и бесчестие? Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирает В чём различие между честью и честностью?
-
Художественные произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.П. Чехов «Студент» В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни» В.П. Астафьев «Печальный детектив» М.А. Булгаков «Белая гвардия» М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» В. Быков «Сотников» Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
-
Сочинение Размышления о чести и совести Как писать о чести и совести в наше время? Время вседозволенности, подмены понятий, время освобождения от принципов морали… Наверное, целью моего сочинения будет напоминание, а может быть, выяснение того, что такое честь и совесть и как отразилось понимание этих понятий в литературе. До начала 18 века понятия личной чести в Росси не было. Это означало, что бесчестие одного представителя рода, семьи ложилось пятном на всю семью, на весь род. Наиболее отчётливо такое понимание чести мы видим в исторической поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Узнав о том, что жена его, Алёна Дмитриевна, опозорена Кирибиевичем, первое, что делает Калашников, - это зовёт двух младших братьев, рассказывает им о случившемся, напоминает им о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой. «И я выйду тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил, А побьёт он меня – выходите вы…» Тем самым Калашников обеспечивает гарантированное уничтожение обидчика Кирибеевича и восстановление чести семейства. За незапятнанную репутацию не жаль было своей жизни, ни жизни близких…
-
Даже Пушкин, объясняя свою непримиримость к Дантесу, говорил, что, кроме доброго имени, ему, Пушкину, нечего оставить своим детям. Честное имя стоило Пушкину жизни… Представление о личной чести окончательно установилось в России в начале 19 века. Одновременно с Запада пришёл обычай смывать оскорбление кровью на поединке. Но понятие личной чести было свойственно очень узкому кругу дворянства, преимущественно столичного дворянства (Онегин) и гвардейского офицерства (Печорин). В этой среде лишь намёк на трусость, неблагородное поведение воспринимались как оскорбление, которое смывалось кровью посредством дуэли. Яркой иллюстрацией этому может послужить эпизод с Онегиным и Ленским. Этих героев пушкинского романа «Евгений Онегин» связывала искренняя дружба, но даже она не остановила бессмысленного кровопролития. Онегин прекрасно понимал, что размолвка между ним и Ленским – лёгкое недоразумение, но ложно понимаемый кодекс чести заставил Онегина произнести роковую формулу: «Всегда готов»: …И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!
-
Онегин испугался сплетен, пересудов, оградил себя от объяснений в трусости и не пожалел при этом друга. Между прочим, по таким же надуманным причинам возникла дуэль и между другими героями. Это Печорин и Грушницкий. Первый защищал честь несчастной (оскорблённой им же) княжны Мери, а другой был переполнен ложными представлениями о чести и бесчестии и поплатился за это сполна. Таким образом, когда дело касалось вопросов чести, люди готовы были «переплатить» и не считали эти траты напрасными. В словаре С.И. Ожегова слово честь, кроме, толкований, которых мы коснулись, имеет ещё одно значение. Это – женская честь, целомудрие. Такой дефицит в наше время! Очень заметно, что в современном информационном пространстве эти понятия вовсе не употребляются. А зря. Соблюдение девичьей, женской чести говорит о высоких душевных качествах литературных героинь, в частности. И самая яркая из них, конечно же, Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина. В последнем объяснении с Онегиным заплаканная княгиня между счастьем и долгом выбирает долг, то есть честь: Я вышла замуж. Вы должны Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
-
Какая гениально простая формула! Ею с полным правом могли бы воспользоваться и Наташа Ростова, несмотря на ошибки и метания, и княжна Марья (героини романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»); и удивительная, кроткая капитанская дочка Маша Миронова, совершившая подвиг ради любимого человека. Кстати, о Петре Гринёве. Этого героя пушкинского романа «Капитанская дочка» я считаю абсолютом в понимании офицерской чести, чести воина, защитника. А.С. Пушкин предоставил своему герою максимум возможности показать на деле свои представления о чести. Конечно, здесь Гринёву покровительствовал случай. Заячий тулуп, упорная блажь Пугачёва быть благодарным, старания преданного Савельича и т.п. Но я уверена, что не будь Гринёва, чистого душой, судьба отвернулась бы от него. Какие качества продемонстрировал Гринёв? Во-первых, верность Отечеству, присяге («… я присягнул государыне-императрице: тебе служить я не могу»); во-вторых, верность слову, порядочность, честность («“А если отпущу, - сказал Пугачёв, - так обещаешься ли… против меня не служить?”» – «“Как могу тебе в этом обещаться?” – отвечал я»). И, наконец, в-третьих, верность в любви (защищал доброе имя Маши Мироновой на дуэли с отвратительным Швабриным; рискуя жизнью, спас её из плена). Что же объединяет перечисленных литературных героев? Они поступали по законам чести, руководствуясь «чувством нравственной ответственности перед окружающими людьми, обществом» (Онегин), то есть чувством совести. Именно так Шахтарина А.Ф.
-
трактуется это понятие в толковом словаре. Человека чести ведёт по жизни чувство совести, на страже которой стоит стыд, о котором всем нам сегодня нужно бы вспомнить. Ведь недаром о человеке, потерявшем нравственные ориентиры, говорят: «Ни стыда, ни совести». Заканчивая размышления о чести и совести, хочу отметить особую символичность в возвращении школьного сочинения по литературе. Общество ищет выход из ситуации всеобщего нравственного распада, душевной слепоты и равнодушия. Хочется верить, что ещё не поздно… Не поздно вернуться к чистым истокам человеческого бытия, гениально отражённым в лучших произведениях русской литературы. (Сочинение написано учителем русского языка и литературы) Шахтарина А.Ф.
-
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ» (базовый уровень) Шахтарина А.Ф.
-
1.Вступление
Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестие) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни. Шахтарина А.Ф.
-
Основная часть сочинения
Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских офицеров - Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию? Шахтарина А.Ф.
-
В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для человека честь - это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность. Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни. Шахтарина А.Ф.
-
А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, он перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой,которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее бесчестие. Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь - это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой личности. Шахтарина А.Ф.
-
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых друзей - Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед из Кистенёвки - Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность. Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над тем, что честь - это главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая является и лучшим нашим “контролёром”. Шахтарина А.Ф.
-
Заключение по теме сочинения
Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости. Шахтарина А.Ф.
-
Думаем…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.