Содержание
-
Диалектическая логика гегеля
Выполнила: Манычева Екатерина ДММ-101
-
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831)
Подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.
-
Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
-
Гегель стремился исследовать и обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, противоположного метафизике. Подвергнув критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.
-
Категории качества и количества
Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
-
Три закона диалектики:
-
1) Закон перехода количественных отношений в качественные(накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию).
-
2) Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание-сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.
-
3)Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития в борьбе противоположностей)
-
Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании.
-
Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самого себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
-
Гегель «освободил» мышление , сознание, творчество, от человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления.
-
Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит из трех частей:
-
1. Логика.
Занимает центральное место по своему содержанию и по форме. Логика, которая учит человека мыслить, - «субъективная» логика (учение о понятии). Ей предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это логика не зависящей от человека действительности.
-
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).
-
2. Философия природы
Смысл и значение природы в том, что она выражает собою дух божественный и дух человеческий. Природу Гегель рассматривал как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.
-
3. Философия духа
3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека. Философия духа охватывает все проявления социального и духовного мира: индивидуальное и общественное сознание, всемирную историю и государство.
-
4. Философия истории
История – сфера закономерности. Законы реализуются посредством сознательной деятельности людей. История является «развитием духа во времени», имеется в виду «мировой дух». Цель истории – развитие свободы, свободы гражданина в «гражданском» обществе. «Свобода является сама по себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». Реализация свободы заключает в том, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы».
-
Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира. Однако разумен не результат развития сам по себе, а само развитие, включающее в себя и своей результат.
-
Метод, разработанный Гегелем направлен на бесконечность познания. Поскольку объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля.
-
Метод и система Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным.Данное противоречие у Гегеля не диалектично, т.к. не является источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Т.к. это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.