Содержание
-
Классическая немецкая философия
-
Этап в развитии западноевропейской философской мысли с середины 18-го до первой трети 19-го века, представленный именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.
-
Значение Н.К.Ф. состоит в том, что («золотоносный» интеллектуальный пласт, имеющий вневременную значимость и ценность) это своего рода итог всей двухтысячелетней предшествующей философской традиции и в то же время это тот исток, с которым генетически связана современная философия.
-
Интерес в основном сосредоточен на гносеологической проблематике. В отличие от предшествующей философии, начинавшей с вопроса, что такое бытие, Кант ставит вопрос о том, как происходит и как вообще возможно познание о предмете, каковы виды и специфические закономерности этого познания.
-
Иммануил Кант (1724-1804)
Поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения для Канта является человеческое сознание, то его можно назвать субъективным идеалистом.
-
«Критика чистого разума».
Так как все, что мы знаем об объектах внешнего мира – это их образы, явления в нашем сознании, то необходимо отличать эти объекты от их проявления в нашем сознании, поэтому Кант вводит следующие понятия: «Вещь в себе» - это объект внешнего мира или весь мир в целом такой, какой он существует сам по себе. «Вещь для нас» - это образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании. Априори – до опыта. Трансцендентный – находящийся вне сферы опыта.
-
Процесс познания по Канту.
Коперниканский переворот: субъект познания активен, разум добавляет свои к опыту, который к нему приходит; Деление мира на вещи в себе и явления (феномены). Все, что мы имеем в опыте, это явления, о вещах в самих себе мы не имеем никаких представлений; Идея души, Бога, космоса – это необходимые структурные элементы познания.
-
«Критика практического разума»
- работа по этике. Категорический императив Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли имела принцип всеобщего законодательства. Платонические идеи у Канта налицо, он как мыслитель эпохи Просвещения очень верит в разум. Уважение к нравственному закону – чувство, которое возникает на интеллектуальной почве.
-
ИоганГотлиб Фихте (1762-1814).
Сын ткача, закончил факультет теологии. 1790 – знакомство с трактами И.Канта. 1792 г. – анонимная публикация «Опыт критики всякого откровения».
-
1794-1795 «Основа общего наукочения». 1794-1799 – профессор Йенского университета, который он оставляет из-за спора об атеизме. 1800 – Берлинский университет, с 1810 – его первый избранный ректор.
-
1808 г. «Речь к немецкой нации»: у немецкой нации особая миссия в мире, она соединяет в себе достоинства всех других наций. Важнейшая роль в переустройстве государства должна принадлежать философам (сравни Платон «Государство» и В.С.Соловьев «Оправдание добра»: центральная задача государства – воспитание нравственных христиан).
-
Особенности философии Фихте:
- высокая степень абстрактности; - стремится ввести все из одной точки. «Я» для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры. «не-я» – природа и материя - изучение фундаментальных основ человеческого Я, субъекта как активное творческое начало.
-
Наукоучение по Фихте
«наука о науке вообще», наука об основных условиях всякого знания – философия.
-
Наукоучение Фихте:
Я - самая общая изначальная деятельность разумного мышления; Я противоставляется себя не я. Я есть я и не-я одновременно. Пример: для того, чтобы узнать, что такое лес, надо сначала пойти в лес, а потом подумать. Последний принцип родственен схеме Гегеля «тезис-антитезис-синтез».
-
Таким образом, в философии Фихте главная роль отводилась деятельности субъекта, мир вторичен по отношению к деятельности сознания, поэтому его философию можно определить как субъективный идеализм.
-
«Мы знаем, что именно мы мыслим это нечто, мыслим его согласно законам нашего духа, что мы, стало быть, никогда не можем выйти из самих себя. Никогда не можем заговорить о существовании какого-нибудь объекта без субъекта».
-
«Голос моей совести взывает ко мне: чем бы ни были эти существа сами по себе и в отношении к тебе – ты должен с ними обращаться как с существующими для себя, самостоятельными и совершенно от тебя независимыми…Уважай их свободу».
-
«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а путь к ней бесконечным. Следовательно, назначение человека состоит не в том, чтобы достигнуть этой цели. Но он может и должен все более и более приближаться до бесконечности к этой цели…»
-
Фридрих Шеллинг (1775-1854).
Переход от субъективно-идеалистического наукоучения Фихте к объективному идеализму.
-
Периоды творчества Шеллинга
1) натурфилософия 2) философия тождества 3) трансцендентальный идеализм 4) философия откровения. Проблема соотношения сознания и бессознательная – одна из центральных у Ш.
-
Натурфилософия шеллинга
Рассмотрение того, как из природы возникает дух, как природа приходит к знанию ? Как человек, будучи явлением природы, начинает познавать природу? Развитие природы осуществляется через потенцирование – постепенное динамическое возвышение ее форм в сторону возрастания субъективности.
-
Философия тождества.
Природа и реальна и идеальна одновременно, существует независимо от нашего ее познания, которое ею и обусловлено, и в то же время заключает в себе самой условия этого познания и его принципы.
-
Трансцендентальный идеализм
Исследование развития интеллекта Интеллект Теоретический нравственно-практический Теоретическая ф.: как интеллект познает мир. Практич. Ф.: как прапктический интеллект приводит этот мир в порядок.
-
Место Шеллинга в истории Философии.
Имея в своей основе два начала – абсолютный разум и слепую сверхчувственную волю, учение Ш.стало идейным материалом для разных филос. систем: Рационал (Гегель) Иррац (Шопенгауэр) Философия жизни и экзистенциализм.
-
Георг Вильгельм Гегель (1770-1831).
«Феноменология духа», «Наука логика», «Энциклопедия философских наук». Гегель – создатель системы объективного идеализма, построенной на методе идеалистической диалектики.
-
Благодаря своей энциклопедичности и присущему ему искусству систематизации Г. сумел обобщить в рамках своего учения чуть ли не весь массив современного ему человеческого знания.
-
Философская система Гегеля:
1) абсолютный дух, как он существует «в себе», составляющий предмет логики; 2) дух в своем «инобытие», как он является чем-то внешним «для себя», в качестве природы (натурфилософия Г.); 3) дух, достигший себя «в себе и для себя» и завершивший свое необходимое развитие (философия духа).
-
«Феноменология духа».
Основная идея: как из множества форм, стадий и образований знания должно развиться философское познание. Философия –самосознание общего культурного развития человеческого родового разума.
-
Стадии развития Абсолюта.
Абсолютная Идея →Природа→Дух. Гегель понимает бытие как некую абсолютную идеальную сущность, которую называет Абсолютом.
-
Логика Гегеля
Диалектическая логика – наука о законах развития Абсолюта. Тезис – антитезис – синтез.
-
Диалектический метод Гегеля
Методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие – внутренний импульс развития духа.
-
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
-
Три закона диалектики:
1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания.
-
-
«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» (Гегель, Соч. М., 1959. Т. 4.С .2).
-
Философия истории
Мировая история трактуется как имеющая свой разумный план, как реализация замысла, которым обладает Мировой разум. Все действительное разумно, все разумное – действительно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.